«По вере вашей будет вам»

20:04, 24 апреля 2019

Возможно ли невозможное? Могут ли отступить законы природы и миновать неминуемое? Наука и искусство в вечном поиске ответов на эти вопросы, в христианстве же они давно найдены — в Слове Божием. Не потому ли художники разных времен, стран и течений снова и снова обращаются к эпизодам земной жизни Спасителя, смыслом которой была победа жизни над смертью?

Изображая сцены новозаветной истории, русские живописцы касались темы чудес Христовых нечасто. А ведь их в новозаветных текстах описано более тридцати, к тому же Сам Господь придавал Своим чудесным деяниям большое значение: «Если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин 10:38). И все же работ на эту тему наберется довольное количество — на приличную тематическую выставку. Несколько, как знаменитых, так и малоизвестных, репродукций предлагаем вашему вниманию, сопроводив их отрывками из Нового Завета, вдохновившими художников.

«Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк 5:3–7).

Антон Лосенко «Чудесный улов рыбы». 1762 г.

На берегу Галилейского моря собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети. Широчайшая гамма чувств на лицах людей – от недоверия и некоторой опаски до восторга и фанатичного блеска глаз. Сети настолько изобилуют уловом, что вытянуть их из моря нелегко даже большой группе людей, среди которых дети, женщины и старики. Фигура Христа выделена символикой синего цвета одежды и свечением вокруг главы. Спокойствие и бесстрастность на лике Того, Кто подарил людям не только сытную трапезу, но и веру во всемогущество Отца Небесного.

«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» (Мф 9:27–30).

Андрей Рябушкин «Исцеление двух слепых». 1888 г.

Сын крестьянина-иконописца, часто в юности помогавший отцу по работе, Рябушкин стал более известен как мастер жанровых и исторических картин. Свой же интерес к Иисусу Христу как исторической личности — в попытке уйти от иконографических схем его изображения — художник проявит в целой серии картин по библейским мотивам. В сцене исцеления двух незрячих мастерски передано выражение лица человека, уже получившего в дар способность видеть, а буквально миг назад пребывавшего в темноте: глаза широко распахнуты, еще несфокусированный, но восхищенный взгляд обращен, как можно только предполагать, к Небу, с благодарственной молитвой. Нет сомнений, что исцеление и второго слепца, к глазам которого Иисус только прикасается, произойдет. Коленопреклоненный, он тянется к Целителю, как будто готовится в руки принять совершаемое Им чудо.

«А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами… И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прий­ти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф 14:24–31).

Иван Айвазовский «Хождение по водам». 1888 г.

Обращаясь к вечным образам христианской культуры, знаменитый маринист, верный излюбленной морской тематике, не упускает возможность продемонстрировать мастерство в изображении воды, выбирая соответствующие сюжеты. Не поэтому ли Иван Константинович так тяготел к истории о хождении Христа по воде, написав целых шесть вариаций картин по ее мотивам? В художественной трактовке евангельского сюжета художник остается прежде всего романтиком — с неизбежными для этого направления мерцающей на воде лунной дорожкой, холодным ночным синевато-серым фоном, излучающей загадочный свет фигурой главного персонажа.

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин 9:1–7).

Василий Суриков «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом». 1888 г.

Многие сцены исцеления слепых (сюжет в мировой живописи часто эксплуатируемый) несколько грешат своей театральностью и нарочитостью. Малоизвестная картина Сурикова в этот всевременной цикл как-то не вписывается, во многом в связи с оригинальностью ее композиции: расположения целителя и слепого, которые участвуют в таинстве только вдвоем, не прилюдно и не напоказ. Своей всемогущественной десницей Христос охватывает голову слепого, прижимая его к себе, и как бы снимает с него тот вред, который ранее нанесли страдальцу другие лжецелители. Мы видим полное доверия и надежды выражение лица слепого, покрасневшего от волнения, резко контрастирующего с благородной бледностью бесстрастного лика исцеляющего.

«Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но  сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин 11:1–15, 32–45).

Михаил Нестеров «Воскресение Лазаря». 1899–1900 гг.

К самому известному сюжету из евангельского цикла о чудесах Христа Михаил Нестеров обращался несколько раз. На фото — эскиз росписи северной стены церкви святого Александра Невского в грузинском поселке Абастумани, выполненной по воле построившего ее цесаревича Георгия Александровича, брата императора Николая II. Художник, 22 года отдавший росписям храмов, в этой работе ценил предоставленную свободу. Не было ни комиссий, ни духовных цензоров, ни жестких сроков — все дело отдавалось на творческую волю художника. За восемь лет работы Михаил Васильевич создал в храме Абастумани 56 композиций. В них он старался отойти от средневековых иконописных канонов, пытаясь искренностью своего религиозного настроения оживить известные библейские сюжеты.

«И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть» (Мк 5:22–43).


Василий Поленов «Воскрешение дочери Иаира». 1870 г.

Илья Репин «Воскрешение дочери Иаира». 1871 г.

В 1870–1871 годы два подающих надежды выпускника Петербуржской академии художеств одновременно пишут выпускную конкурсную работу на известный евангельский сюжет. Они предложили совершенно разные художественные трактовки сцены чудесного воскресения 12-летней девочки Христом — но высшей оценки жюри были удостоены оба.

Илья Репин отразил самый трагичный момент этой истории. Смерть еще полноправная хозяйка комнаты, во мраке которой едва различимы застывшие от горя скорбные фигуры родителей. Но в их слегка высветленных, как слабых огоньках свечей, лицах — не только горе, но и напряженное ожидание, неугасимая надежда на невозможное. Христос спокоен, уверен, бесстрастен. Он пришел, чтобы исполнить Свое предназначение — победить смерть.

На картине Василия Поленова не смерть правит бал, но жизнь. Кстати сказать, немало критики в свой адрес художник получил именно за то, что смягчил драматичность сюжета, изобразив девушку уже ожившей. Очнувшись от смертельного сна, она широко открытыми глазами смотрит на своего Спасителя. Онемевшие от восторга «зрители» еще не осознали произошедшего: потрясенная мать даже не успела броситься в объятия дочери. И только Христос, так же, как на картине Репина, невозмутим и сосредоточен. Картины очень разные, но каждую из этих двух, как все остальные, здесь представленные, можно считать иллюстрациями слов Христа (Мф 9:29), озаряющих надеждой жизнь каждого из нас: «по вере вашей да будет вам».

Подготовила Екатерина Ротанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.