Уверовать или увериться?

18:21, 11 марта 2021
Имеем ли мы право на сомнение

Апостол от семидесяти Ерма наставлял: «Гибельно и ужасно… сомнение, и многих, даже твердых в вере, совсем отторгает от веры. Ибо сомнение это есть дочь диавола, и сильно злоумышляет на рабов Божиих» (св. Ерм 94:192). Чуть ли не ежедневно люди встречаются с духовными трудностями такого рода, испытывая неуверенность по самым разным поводам. Может ли сомнение подобно горькому лекарству идти на пользу человеку? На эти и другие вопросы читателей отвечает настоятель собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Много читаю о блаженных. Объясните, пожалуйста, как определяли, что человек действительно принял на себя подвиг юродства, а не болен психичес­ки. Ведь и сейчас мы можем увидеть в храмах людей, которые ведут себя необычно.

— Сомневаюсь, что в наше время есть подвижники, принявшие на себя подвиг юродства. Их и в прошлых веках было немного. Из ветхозаветных вспоминается пророк Исайя. Из нового времени, конечно, Ксения Петербургская, Никола Салос, Матрона Московская… Есть книга Георгия Федотова «Святые Древней Руси». Там приводится некоторая статистика. Например, Греческая Церковь знает в лике святых только шесть юродивых. У нас: «По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV век — 4; XV — 11; XVI — 14; XVII — 7». Как видим, подвиг юродства не был и тогда массовым. А сейчас… И для чего? Юродство (от старославянского оуродъ, юродъ — «дурак, безумный») — намеренное старание казаться глупым, безум­ным. Целями такого мнимого безумия (юродства Христа ради) было обличение мирских ценностей, безнравственных поступков сильных мира сего, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений. Вы видели таких? Не псевдоюродивых, не бомжей, избравших путь без работы и жилья, не психически больных, спасающихся возле храма, а юродивых в истинном понимании этого слова? Мне не доводилось. В житийной и художественной литературе — читал, в жизни — не встречал. Начиная с XVIII века к этой форме христианского подвижничества Церковь относилась очень осторожно. И правильно. Думаю, и сейчас нужно поступать так же.

Случилось такое искушение: был тяжелый момент в жизни, и я молился, чтобы Господь послал мне знак, что все по Его воле, чтобы было легче перенести испытание, но так и не дождался. Почему Господь меня не услышал?

— Думаю, что вы просто не заметили знамения. Не Господь вас не услышал, а вы Его не услышали. Если вы искренне молились о том, что действительно необходимо для спасения вашей души, Господь, без сомнения, посылал вам такой знак. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам…» (Иоан 15:7). Здесь и условия сказаны для того, чтобы просьба была исполнена: «если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут». Христос еще говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него…» (Мф 7:7–11). А для того, чтобы понять, что все делается по воле Божией, и знака-то особенного не нужно. Рецепт простой: делаем так, как велит разум и не возражает совесть — это и будет воля Божия.

Заметила, что многие предпочитают исповедоваться или просить совета у батюшек зрелых лет. К этой категории отношусь и я, ведь думаешь: что тебе может посоветовать молодой человек, который только окончил семинарию, пусть и принявший сан? Как преодолеть предрассудок?

— Очень просто. Нужно принять как должное, что исповедуемся мы не священнику, а Самому Богу. Перед исповедью священник читает такую молитву: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся… Аз же точию свидетель есмь…» То есть священник здесь только свидетель вашего покаяния. В таком случае, какое значение имеет его возраст? Ну, а психо­логический барьер нужно преодолеть. Скрытый во время Таинства покаяния грех из-за страха или стыда также является грехом.

Мы, верующие христиане, должны помогать всем, не делая различий. Старалась помогать близкому человеку. Благодарности не требовала. В ответ — негатив и перекладывание проблем на мои плечи. Стали закрадываться сомнения, а стоит ли, если человек не хочет менять свою жизнь и учиться на своих ошибках?

— Да, нам дана такая заповедь: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов…» (Гал 6:2). И все же помогать и давать советы, особенно в духовной жизни, следует тогда только, когда вас просят. Искренне просят. Ну, а если уж вы взялись помогать, не ожидая благодарности, так что же тогда обижаться на негатив? Взялись, так делайте. Терпите. Это касается, конечно, помощи в физических немощах. А вот в изменении жизни, то есть, в духовных и нравственных проблемах другой подход. Апостол так говорит: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным…» (Гал 6:1). Но мы знаем и следующее: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь…» (Мф 18:15–18). То есть, если человек не хочет жить по-христиански, вас не слушает, Церковь не слушает, то вы вправе прекратить с ним общение.

Батюшка, какие молитвы читать, если сомневаешься в правильности своего решения и очень долго раздумываешь, а ответ так и не приходит?

— Воспринимайте это как испытание, посланное Богом. Любая молитва благотворна для души, если мы молимся искренне, не в раздражении и злобе, не в зависти и недоверии, не формально выполняем молитвенное правило, а надеемся, что Господь нас слышит. Вот что советует святитель Игнатий (Брянчанинов): «Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!» Ответ на нашу молитву обязательно придет, только не пропустите его.

Могут ли сомнения пойти на пользу верующему человеку?

— Сомнения не следует воспринимать как что-то нежелательное и не христиан­ское. Сомнение не грех, а признак вашего духовного роста. Нам свойственно сомневаться и в вере (апостол Фома), и в выборе пути, в житейских делах и даже в людях, нам близких. Причиной тому и наша греховность, и воздействие темных сил, борющихся за наши души с силами светлыми. Герой Достоевского так и говорит: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Главное, чтобы мы просили у Бога помощи в этой борьбе, надеялись на Него. Иисус говорит отцу больного отрока: «…если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию…» (Мк 9:23–24). А вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение — хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, — что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! (cр. Мф 9, 28). И тогда будет по вере твоей…»

Воспитывался в верующей семье, всю жизнь ходил в храм, но настал период, когда я ощущаю духовный кризис. Службы превратились в обязанность, в ритуал, который я должен совершить. Стоит ли усилить молитвы или пока не ходить в храм, если я испытываю такое смущение?

— Если пойти на поводу духа сомнения, допустить разочарование в вере, в Церкви, перестать молиться сначала в храме, а потом и дома, то победит на поле битвы, которым является сердце человеческое, князь мира сего. Когда угасает светильник веры, его нужно поддержать. И на исповеди покаяться, и с духовным наставником поговорить, и в паломническую поездку отправиться, она во все времена была добрым подспорьем в укреплении веры. И без устали просить у Бога поддержки.

У меня возникла жизненная проблема, и я не знаю, с кем посоветоваться. Моя коллега советует обратиться к батюшке, сама она обращается к священникам буквально по любому поводу. Я сомневаюсь: во-первых, мне неловко (вопрос очень личный), во-вторых, разве может батюшка ответить на любой жизненный вопрос?

— Не сможет никакой батюшка ответить на любой жизненный вопрос. У него и задача-то совсем другая. Он может, конечно, посоветовать, но принимать решение человек должен сам. Обращаться по любому поводу к священнику, как это делает ваша коллега, значит, перекладывать свою ответственность на его плечи. Психологически это выглядит именно так. Если у вас есть духовный наставник, который вас давно знает, которому вы доверяете, — это другое дело. Он может дать хороший совет, после чего вы, взвесив все за и против, помолившись Богу, примете решение. Самостоятельно. А что может сказать батюшка, который вас видит впервые? В лучшем случае, посоветует молиться и сам помолится о вас. Что и требуется от священнослужителя. Когда-то святейший Патриарх Алексий II не рекомендовал белому духовенству и монашествующим вмешиваться в личные дела прихожан, особенно семейные. Думаю, это правильно.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.