Такой близкий и такой незнакомый

16:09, 8 апреля 2016

Михаил Гусев«Мы живем в большом и красивом селе Ломовка. Совсем недавно мы узнали, что в нашем районном городе Кулебаки строится новый храм в честь священномученика Михаила Гусева. Что за подвиг совершил этот человек и почему в его честь строится храм? Мы начали спрашивать взрослых, но оказалось, что они тоже очень мало знают об этом человеке. Тогда мы решили провести свое исследование и рассказать о том, что узнаем, всем своим близким и знакомым». Такое письмо пришло в нашу редакцию от первоклассников Ломовской школы Ксении Лодыгиной и Кирилла Фомичева.

Опросили кого могли

— Конечно, тема, за которую мы взялись, для учеников начальной школы непроста,  — признает классный руководитель юных исследователей Татьяна Зотова. —Но знать, за что человека, нашего земляка, могли причислить к лику святых и в чем заключается подвиг веры, ребятам нужно. А помочь им в этом можем мы, взрослые.

Школьники и их учительница хотели поделиться результами своих поисков. Мы печатаем их письмо в сокращении.

«Нам было удивительно узнать, что не всегда православные люди могли свободно, как мы сейчас, посещать храм Божий, молиться перед иконами. Кровью исписаны страницы истории Русской Православной Церкви ХХ века. Сотни тысяч людей мученически пострадали за веру во Христа. 8 апреля 1929 года был принят закон, по которому священнослужители и их семьи не имели права на продовольственные карточки, медицинскую помощь, коммунальные квартиры. Их дети не могли поступить в школы и высшие учебные заведения и вынуждены были отрекаться от своих отцов, чтобы иметь возможность учиться и просто жить. Храмы разрушались, отдавались под склады, иконы сжигались, колокола сбрасывались с колоколен. Церкви опустели, в них просто некому стало служить. За несколько лет после принятия этого закона из 400 епископов в живых осталось только четверо.

За дальнейшей информацией мы отправились в Кулебаки, к протоиерею Николаю Болдыреву.

— Мы знали о священномученике Михаиле, — рассказал отец Николай, — поэтому, когда появилась идея строить здесь храм, других вариантов и не было: бывший благочинный, который сейчас возле престола Божиего молится за кулебакский народ — конечно, в честь него и должен быть новый храм. Освящение места происходило 24 апреля 2013 года, приезжал епископ Выксунский и Павловский Варнава.

Удалось также узнать, что на месте кулебакской школы №8 когда-то стоял Никольский храм, в котором и служил отец Михаил Гусев.

А потом мы встретились с работниками Никольского храма города Кулебаки и там узнали о жизни отца Михаила.

Жизнь и житие

Михаил Гусев родился 25 октября 1890 года в семье священника и был младшим ребенком. В июле 1912 года он окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил на медицинский факультет Императорского Варшавского университета. Но после первого курса его отец дальше учиться не благословил, а пожелал, чтобы сын стал священником. Вскоре Михаил Иванович женился на шестнадцатилетней Нине, дочери прото­ирея Иоанна и Лидии Неофитовны Касаткиных из села Онучина, расположенного в 25 километрах от Дивеева.

Нина Ивановна в раннем детстве лишилась матери. Детей овдовевшего священника нянчила крестьянская девушка Устинья, которая дала обещание у постели умирающей Лидии Неофитовны «вовек не оставить ее малых сирот и батюшку».

Михаил Иванович видел Нину Ивановну один раз, когда приходил в Нижегородское епархиальное училище повидаться с родственницей, они тогда даже не разговаривали. Но спустя некоторое время он поехал к отцу Иоанну в Онучино просить руки его дочери. Обвенчались Михаил Иванович и Нина Ивановна осенью 1913 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, а вскоре Михаил Иванович был рукоположен в священники и назначен в Серафимо-Дивеевский монастырь.

Очень долго молодые не имели детей. Но в скором времени им подкинули мальчика. Отец Михаил взял его со словами: «Пусть у нас живет, но ищите мать. Потом, может, у нас свои будут дети». Через полгода нашлась эта женщина: ее муж был осужден, и она, видимо, не могла прокормить дитя. В 1919 году у Гусевых родился первый ребенок — дочь Мария. Второй, Николай, был вымолен матерью на богомолье в Сарове у мощей преподобного Серафима. Коленька был любимцем блаженной Марии Ивановны Дивеевской. Мальчик любил церковь, по воскресеньям и в праздники он прислуживал в алтаре. Однако на 12-м году жизни, 21 ноября 1935 года, отрок умер от дифтерита.

В 1927 году Серафимо-Дивеевский монастырь был закрыт. Об этом узнали накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Милиционер запретил сестрам звонить ко всенощной, в тот же день арестовали и увезли в Арзамасскую тюрьму отца Михаила. Через две недели он был освобожден, и семья Гусевых перебралась в село Елизарьево к батюшкиному брату отцу Иакову. Вскоре отца Михаила назначили настоятелем храма святителя Николая в Кулебаках, где был крупный металлургический завод. Тогда кулебакский храм был просторный, деревянный, иконы для иконостаса писали дивеевские сестры. Одну чудом сохранившуюся икону нам показал отец Николай.

Очень любил батюшка играть в шашки, любил музыку, в его музыкальной коллекции было около 90 грампластинок с голосом Шаляпина. Батюшка отличался добросердечием, справедливостью, пользовался любовью и уважением прихожан и соседей, помогал чем мог сестрам разоренной Дивеевской обители, не забывал детей арестованных священнослужителей. Накануне ареста отца Михаила дважды вызывали в НКВД, предлагая отречься от сана. Он отказался.

Отца Михаила арестовали 31 августа 1937 года, ему было 47 лет. На прощанье он оставил жене записку со словами: «Не плачь, не ропщи — тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя…» В вину отцу Михаилу поставили организацию на территории Кулебакского района контрреволюционной церковно-фашистской группы. На следствии от отца Михаила требовали признания виновности, представляли «доказательства»: целый ряд «свидетельских показаний соучастников». Попытки следователя были безуспешны — священник вел себя стойко, обвинения категорически отверг: «Признаваться мне не в чем».

Вместе с отцом Михаилом арестовали 13 человек — священников и жителей города Кулебаки и сел Кулебакского благочиния. Пятеро из них были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу.

Воспоминания внука

«Супругу Михаила Ивановича Нину с детьми, рискуя жизнью и карьерой, спас врач кулебакской больницы Петр Алексеевич. Он взял на работу «врага народа», предварительно отправив на курсы медсестер, — рассказал внук священномученика Михаила, Геннадий Иванович Никулин, который работает в настоящее время в управлении образования Кулебакского района. — Семья до сих пор с благодарностью вспоминает его имя».

Не нужно обладать особым воображением, чтобы представить, как жила семья «врага народа»: унижения и притеснения, травля и злоба. В школе — насмешки и издевательства. Но и среди лжи и предательства находились нормальные люди.

Геннадий Иванович рассказал о случае, произошедшем с его мамой Марией Михайловной. По дороге в школу подошел к ней старшеклассник и, предварительно сказав, что ему за это ничего не будет, жестоко избил. Синяки и ссадины заметили ее одноклассники, посыпались вопросы, и было названо имя обидчика. Пришлось ему очень несладко, даже вмешались его родители. И, оберегая Марию от возможной мести, одноклассники-мальчишки целый месяц провожали ее домой и до школы, пока не улеглись страсти.

— Бабушка всю жизнь любила деда и ждала его возвращения, — горько вспоминает Геннадий Иванович. Семья отца Михаила много лет не имела известий о судьбе батюшки, и родные надеялись, что он в ссылке. Только в 1956 году пришло «лживое» письмо, в котором сообщалось, что батюшка умер от дистрофии в 1943 году. Геннадий Иванович в это время отдыхал в пионерлагере. «Я не узнал свою бабушку, когда вернулся домой. Она постарела на много лет после этого письма», — говорит он.

Нина Ивановна умерла в 1982 году, так и не узнав ни о том, что муж был расстрелян, ни о том, что его могила находится на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.

В Никольском храме города Кулебаки бережно хранят личные вещи семьи Михаила Гусева, а в Дивеевском монастыре — копии протоколов его допросов.

Священномученик Михаил Гусев был прославлен в лике святых 6 октября 2001 года. Сегодня в скверике школы №8 нашего города установили поклонный крест с надписью: «На сем месте стоял храм во имя свт. Николая. Разрушенный в 1937 году. Последнее место служения сщмч. Михаила (Гусева)». Каждый год 20 ноября, после соборного богослужения, народ крестным ходом идет к поклонному кресту».

Подготовила Татьяна Фалина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.