А Христос что говорил?

17:12, 21 декабря 2017

Чтение Священного Писания — благое дело и каждодневная обязанность христианина. Внимательно изучая Библию, верующая душа, без сомнения, найдет ответ на любое свое недоумение, нужно лишь во всей полноте и с доверием подходить к восприятию Слова Божиего. А если возникают вопросы, обращаться к святоотеческому толкованию прочитанного. И помнить: наспех выхваченная из контекста фраза способна наделать много бед.

Есть ли в Библии указание на почитание ангелов?

— Священное Писание как Ветхого, так и Нового Заветов содержит указание на сотворение ангелов, как служебных духов, которые окружают Престол Господень, возносят к Богу наши молитвы, служа нашему спасению. Слово Божие говорит о чествовании ангелов людьми. «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли» (Быт 19:1). «Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю» (Суд 13:20). Немало в Библии и других примеров, где говорится о почитании ангелов (Нав 5:14; 1 Пар 21:16).

В православии часто говорится о жертвенности, прихожане дают жертву на храм. Но разве Христос, придя на землю, не отменил жертвоприношение?

— Христос отменил кровавую жертву, которая приносилась Богу в Ветхом Завете. Но понятие жертвенности осталось. Он принял от волхвов дары. А также не отрицал дань на Иерусалимский храм: «Пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф 17:27). Он и Сам принес Жертву — принял мучительную смерть на Голгофе.

Учение Православной Церкви говорит о бессмертии человеческой души. А где об этом говорится в Священном Писании?

— На самом деле словосочетания «бессмертная душа» в Библии нет, тем не менее Ветхий Завет весь пронизан идеей бессмертия. Господь создал человека как существо бессмертное: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного Своего» (Книга Премудрости Соломона 2:23). «Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его» (Еккл 12:7). Место, где обитают души всех без исключения умерших — как праведников, так и грешников — в состоянии некоего сна до общего суда называется, по ветхозаветному учению, шеол. Во времена Христа в бессмертие души не верила лишь секта саддукеев (Мф 22:23).

Новый Завет тем более ясно говорит о бессмертии, воздаянии и будущем воскресении. В споре со старейшинами и книжниками о динарии кесаря Христос однозначно говорит: «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал» (Лк 20:38–39).

И не только сказал, но и показал в Своем Преображении на горе Фавор, беседуя с Илией и Моисеем, как с живыми: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17:1–5).

В событии Преображения Христос ясно дает нам понять, что бессмертие — свойство не только души, но и тела. Однако судьба человека после смерти напрямую зависит от багажа его земной жизни, и это наглядно передано в притче Спасителя о богатом и Лазаре: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 16:19–31).

Наконец распятый на Кресте Христос говорит разбойнику, казненному с Ним вместе: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43). Такова была судьба уже реального, а не из притч, великого грешника.

Атеисты, а также адвентисты седьмого дня и свидетели Иеговы говорят, что человек и душа его смертны. Мы же верим, что со смертью тела жизнь не прекращается. И это еще не все. Мы верим не только в то, что душа бессмертна, но и в то еще, что все мы воскреснем в определенное Богом время.

В Евангелии говорится, что во время Преображения Господня апостол Петр предложил Иисусу Христу остаться на Фаворе и сделать там три кущи. Что это значит?

— Во время чудесного Преображения Господня, которое видели ближайшие ученики Христа: Петр, Иаков и Иоанн, — им явились пророки Моисей и Илия. Увиденное так поразило апостолов, что старший из них Петр предложил всем остаться здесь — настолько им было хорошо. Не случайно евангелист Марк добавляет, как бы оценивая сказанное Петром: «ибо не знал, что сказать» (Мк 9:6), а евангелист Лука, объясняя состояние Петра и апостолов, заявляет: «не зная, что говорил» (Лк 9:33). Все это свидетельствует о том, как глубоко апостолы были поражены тем, что увидели. Некоторые толкователи евангельских текстов объясняют слова апостола Петра еще и тем, что он, зная уже, что ждет Спасителя в Иерусалиме, подсознательно пытается оградить Его от грядущих трагических событий: останемся здесь, где нам всем так хорошо, и не будет Гефсиманского сада и Голгофы! Что же касается слова «кущи», то так назывались у жителей Палестины своеобразные шалаши или палатки, которые устраивались на манер индейских вигвамов.

Сколько ни читала тропарь святителю Николаю Чудотворцу, никогда не понимала его смысл. Растолкуйте, пожалуйста.

— В Православной Церкви тропарь — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. Это, пожалуй, одно из самых древних церковных песнопений. Тропарь святителю Николаю, Мирликийскому чудотворцу, звучит так: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим». А перевести церковнославянский текст можно следующим образом: «Правилом веры, образцом кротости и учителем воздержания показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, а нищетой — богатство. Отец наш, священноначальник Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших». Думается, здесь все понятно.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.