Ангел над Прядильной столицей

19:46, 24 декабря 2020
В Иваново — с паломничеством

Его называют городом невест и текстильным центром России, в шоп-туры сюда за выгодным текстилем съездил едва ли не каждый второй нижегородец. А вот духовная культура и история Иванова мало кому известна. Между тем первое упоминание об этом городе относится к 1608 году и найдено в книгах Троице-Сергиевой лавры. Когда к середине XIX века текстильные слободы объединили в посад, а затем они слились с соседним селом, Иваново получило свое второе название — Вознесенское, по названию церкви.

Красная церковь

Начало прошлого века, 1907 год. На окраине Иванова-Вознесенского, в местечке под названием пустошь Ушаково возводят церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, которую в народе прозвали Красной церковью.

Строили всем миром: купцы, фабриканты, рабочие, служащие — в течение семи лет по проекту архитектора Петра Бегена. Петр Густавович внес значительный вклад в облик города. К сожалению, вместе со Скорбященским храмом в 1976 году была уничтожена и колокольня его авторства, но уцелел, поплатившись только куполами, Владимирский храм. Внешне, как брат похожий на Введенский собор, он задумывался храмом женской монастырской обители, посвященной Владимирскому образу Божией Матери, которая к 1918 году была преобразована в трудовую артель, а к 1927-му полностью упразднена.

Введенский храм передали обновленческой церкви, из-за чего большинство прихожан перестали ее посещать. Храм закрыли, убранство уничтожили, иконы разграбили, а затем здание отошло к областному архиву. Во время Великой Отечественной войны верующие обращались к властям с просьбой открыть Введенскую церковь, но получили отказ.

Сегодня слева от входа в нее на территории обители находится могила архимандрита Амвросия (Юрсова), который отошел ко Господу в мае 2020 года. Именно он ратовал за открытие храма и создание обители в 1980-е, когда приехал служить в Ивановскую епархию. Первые прихожане возрожденной церкви были его духовными чадами.

В тяжелый момент, когда представители приходской двадцатки хлопотали о регистрации общины и получали отказы, четыре прихожанки решились на отчаянный шаг. В небольшом буклете, который рассказывает об истории монастыря, есть фотографии женщин, сидящих на фоне транспаранта с надписью: «Не едим и не пьем до открытия Красного храма, и готовы умереть на родине первых Советов». Их голодовка длилась 16 дней. Их услышали — церковь вернули. Все участницы впоследствии приняли монашеский постриг.

В самой Введенской обители, которая находится в центре Иванова, сейчас 170 насельниц. По территории ее можно сравнить с нижегородским Крестовоз­движенским монастырем. Рядом с Введенским храмом возведены часовня, колокольня, жилые корпуса, трапезная, гостиница для паломников, мастерские. В главном храме обители покоятся мощи новомучеников Российских — священномученика Владимира Лежневского и блаженного Алексия Елнатского. Особо чтимы здесь чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», два мощевика со 168 частицами святых мощей, ряса святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В память о благочестивых семьях

Парком живых и мертвых окрестили горожане танцплощадку с кинотеатром возле Успенской городской церкви. Было это в 1930-х годах. Танцевать предлагалось на том самом месте, где 100 лет местные жители хоронили своих предков.

Храм был заложен в 1834-м, на полвека позже, чем погост. Строилась и благоустраивалась церковь чаяниями фабрикантов — отца и сына Шодчиных, Косьмы Бутримова.

Тесна связана история Успенского храма с династией Щаповых. Ее основатель Терентий Алексеевич, подобно знаменитым нижегородским купцам, прошел путь от крепостного крестьянина до состоятельного и уважаемого предпринимателя. И он, и его сын Николай Терентьевич по 25 лет были старостами храма, внося значительный вклад в его содержание. Семья Николая Терентьевича и Софьи Михайловны служила образцом христианского брака. Их отличали скромность в быту, щедрость в благих делах, строгость в воспитании детей, которых у супругов было десять. При Николае Щапове церковь была полностью расписана, на его средства была построена часовня.

После революции Щаповых лишили имущества, некоторые из детей были репрессированы, сам же Николай Терентьевич последние годы провел в богадельне, которую когда-то построил для престарелых рабочих своей фабрики.

Успенский же храм, объект культуры федерального значения, восстанавливали в течение восьми лет, и в 2015 году его освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас это главный храм Иваново-Вознесенской епархии и Успенской мужской обители, которая была открыта в 1998 году.

В цехах зазвучала молитва

Повсеместно во времена большевистских гонений церковные здания отдавали под производственные и хозяйственные постройки, а вот ивановский Казанский храм еще до революции строили как ситценабивную фабрику. Производственные корпуса купил предприниматель Михаил Ямановский, который возглавлял ивановскую старообрядческую общину. Михаил Иванович пожертвовал эти постройки, созданные по проекту архитектора Гауденцио Маричелли, под молельный дом.

К помещению с восточной стороны пристроили алтарь. В западной части здания на третьем этаже разместились комнаты богадельни. В 1907 году над молитвенным домом появились главы и кресты. Освящали здание уже как храмовое. По проекту Петра Бегена было надстроено высокое чердачное помещение, увенчанное пятиглавием. В 1910 году, к столетнему юбилею, храм окружили оградой с металлическими решетками, а над проездными воротами устроили оригинальную звонницу, в оформлении которой сочетались мотивы древнерусской архитектуры и стиля модерн.

В 1930 году церковь окончательно забрали у прихожан, отдав ее под жилье. Планировалось, что в бывшем храме будут проживать не менее 150 рабочих.

В начале 1990-х церковь вернули верующим, и в одном из помещений начались богослужения. Настоятелем церкви в то время был назначен иерей Анатолий Анисимов, ныне епископ Городецкий и Ветлужский Августин. Храм реконструировали и освятили в 1996 году.

Особо чтимыми здесь являются богородичный образ «Нечаянная Радость», иконы блаженной Матроны Московской, святого Георгия Победоносца.

Страсти по Вознесенскому храму

В отличие от Казанской прекрасную белокаменную пятикупольную Вознесенскую церковь, давшую наименование городу, теперь можно увидеть только на фотографиях.

Ее построили в 1848 году на средства местных фабрикантов. Город пригласил для создания храма самого Карла Тона, автора Храма Христа Спасителя в Москве. Архитектор создал ивановскую святыню в том же русско-византийском стиле. Через шесть лет после освящения, в 1851 году, была возведена шатровая звонница.

При советской власти здание сначала переоборудовали под библиотеку, снеся купола, а через год полностью разрушили. Антирелигиозной деятельности на ивановской земле в целом предавали особое значение. Причина этому — события в соседнем городе Шуя в 1922 году, когда на площади перед Воскресенским собором произошло вооруженное столкновение жителей с милиционерами и красноармейцами. Горожане протестовали против изъятия церковных ценностей. Происходила кампания на фоне острых социальных конфликтов, которые подогревали протестные настроения горожан. С обеих сторон оказались пострадавшие, дело закончилось судом, ссылками и расстрелом двух священнослужителей и мирянина.

Сегодня восстанавливающиеся и заново отстроенные храмы Иванова можно считать памятью в камне о печальных годах гонений и братоубийственной вой­ны. В 2018 году была совершена первая Божественная литургия в Вознесенском храме. Хоть построен он и не на прежнем месте и облик имеет совсем иной.

Текст и фото: Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.