Архиерей — он и в Африке архиерей

15:45, 25 августа 2016
На фото — протоиерей Павел Соколовский (справа) и священник Борис Удовенко (слева). Фото из собрания Ольги Буковой. Публикуется впервые.

На фото — протоиерей Павел Соколовский (справа) и священник
Борис Удовенко (слева).
Фото из собрания Ольги Буковой. Публикуется впервые.

Среди многочисленных заграничных поездок митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), который занимал Нижегородскую кафедру с 1977 по 2001 годы, выделяется одна, о которой владыка вспоминал с особым чувством. Это была поездка в Западную Африку с 23 ноября по 21 декабря 1968 года. Благодаря пространному отчету, напечатанному в двух номерах «Журнала Московской патриархии» за 1969 год, мы можем проследить хронику этого удивительного визита.

По решению ОВЦС тогда еще епископ Омский и Тюменский Николай был назначен главой делегации РПЦ, направленной «в Западную Африку с посещением христианских Советов и Церквей Ганы, Дагомеи, Нигерии, Камеруна, Сьерра-Леоне и Того». Кроме владыки Николая в состав делегации вошли протоиерей Павел Соколовский и священник Борис Удовенко.

Гана

Гана стала первой страной на пути следования православной делегации. Вечером 23 ноября владыка Николай и его спутники прибыли на африканскую землю. Их встретил вечерний зной, и, как отмечает автор отчета, делегаты «почувствовали себя в хорошо натопленной комнате».

В аэропорту столицы Ганы — города Аккры, как и в других странах Западной Африки, гостей из Советского Союза встречали представители национальных протестантских церквей этих стран: методистской, пресвитерианской, англиканской и некоторых других, объединенных для решения общих задач в Национальные христианские советы. С генеральным секретарем Христианского совета Ганы пастором Брандфулом обстоятельная беседа состоялась уже на следующее утро. Прошли встречи и с другими руководителями протестантских конфессий в Гане, а также с представителями Католической Церкви.

Одной из основных тем для обсуждения на этих встречах неизбежно стало положение Церкви и верующих в Советском Союзе, поскольку, как сказал один африканский журналист, «в мире много кривотолков о жизни Церкви в СССР. Поэтому так важно поговорить непосредственно с ее представителями». Некоторые из участников встреч — как здесь, так и в других странах — поначалу сильно удивлялись, впервые воочию увидев священнослужителей из России и веря пропаганде, что в СССР Церкви уже нет, а «храмы остались лишь как музеи, без священников и служб».

Члены делегации подробно и обстоятельно рассказали о деятельности Русской Православной Церкви, о подготовке пастырей и жизни верующих в России, так что у многих слушателей, по словам главы Христианского совета Ганы, как и у него самого, «в душе произошел переворот».

Как оказалось, в Гане есть и православные. В один из вечеров в гостиницу, где проживали члены делегации, пришли трое молодых людей. Они сообщили, что принадлежат к небольшой группе православных (несколько сот человек), появившейся здесь в 1920‑е годы в результате работы православных миссионеров. Владыка Николай порекомендовал неожиданным гостям установить связь с единоверцами из Восточной Африки.

В Гане русские гости посетили город Тема, где они побывали в доме одного прихожанина, а также городок Кейп-Кост, там русские гости посетили католическую семинарию и познакомились с жизнью простых жителей, занятых в основном рыбной ловлей и сбытом своего улова в окрестных селениях.

1 декабря официальная делегация РПЦ присутствовала на инсталляции нового главы диоцеза Англиканской Церкви. На этом церковном мероприятии также были глава военного правительства Ганы генерал Анкра, главнокомандующий армии и вожди местных племен. После торжественной церемонии владыка Николай поздравил нового епископа и сфотографировался с генералом.

Того

В Того делегация РПЦ пробыла со 2 по 5 декабря. Среди встречающих русских гостей в аэропорту столицы страны — городе Ломе — был министр иностранных дел этого государства, являющийся также одним из руководителей Евангелической Церкви. На приеме в министерстве на следующий день он тепло приветствовал членов делегации и выразил уверенность, что этот визит будет широко освещаться в местной прессе.

На следующий день гости из России посетили столичный колледж, где большинство его преподавателей — протестанты и католики и периодически проводятся христианские богослужения.

В этот же день в честь делегации из Советского Союза в главном храме Евангелической Церкви состоялось богослужение, которое, по словам самого владыки, очень поразило их тогда своей необычностью, а затем был устроен официальный прием. В своем приветственном слове модератор церкви сравнил русских гостей с тремя евангельскими мудрецами, сказав, что «когда-то звезда привела трех мудрецов к Родившемуся Христу, а теперь она руководит тремя членами РПЦ, которых привела в Того».

Тема положения Церкви и жизни верующих в СССР вновь была одной из основных. На слова евангелического пастора о том, что «слово «Россия» некоторые употребляют как нечто безбожное», владыка Николай сказал: «Наша страна столь велика, что, когда во Владивостоке утро, в Москве еще ночь. И по мере того как поднимается над страной солнце и движется по ней день, открываются храмы Божии и совершаются в них богослужения».

Дагомея

Утром 5 декабря делегация из СССР прибыла в портовый город Котону на юге Дагомеи, именуемой ныне Бенин. Гости посетили экуменическую пастырскую школу, где они пообщались со студентами, принадлежащими к самым разным протестантским конфессиям не только Бенина, но и других стран.

Следующий день ознаменовался визитом в Библейский центр, занимающийся переводом книг Священного Писания на языки местных племен, таких как йоруба и мина, а также на язык фу, на котором говорит половина населения страны.

В последний день пребывания в Дагомее состоялась встреча с миссионерами из небольшой Общины апостольского действия, которая проповедует среди сельского населения, где еще никогда не звучало евангельское благовестие. В одной из деревень епископ Николай приветствовал вождей местных племен и около 300 человек, подготовленных к принятию крещения.

После этого делегация посетила еще Нигерию и Сьерра-Леоне и 21 декабря вернулась в Москву. Как отмечается в отчете, почти месяц гостей из России в Западной Африке «встречали теплые улыбки людей, и все приветствовали их если не словом, так взмахом рук».

Церковная делегация из СССР наглядно показала африканцам, что Церковь в стране жива, что священнослужители окормляют свою паству и в условиях атеистической борьбы продолжают нести слово Божие своему народу. В то же время поездка в Африку укрепила и самого владыку Николая: он увидел, что в сложных условиях местного климата и специфической культуры христианские миссионеры ведут свою ежедневную просветительскую работу. Они не отступают перед трудностями и не опускают рук.

Много позже владыка Николай изредка шутливо рассказывал о курьезных случаях, произошедших с ним в том далеком экзотическом путешествии, — африканская поездка навсегда осталась в его памяти.

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.