«Часть чего-то большего, главного и высокого»

15:45, 24 сентября 2020
Как привить ученикам любовь к своей земле

Заслуженный учитель России, «Серафимовский учитель» Андрей Елисов преподает детям историю почти 30 лет. За это время он сделал наблюдения и выводы относительно уровня патриотизма учеников обычной средней школы. К слову, успешной школы, поскольку учебное заведение в поселке Саваслейка Кулебакского района, где он трудится, ежегодно дает высокие показатели по ЕГЭ, проценту поступления в вузы и другим критериям. На страницах нашей газеты он говорит сегодня о воспитании любви к Отечеству.

Ключ, да не тот

— В этом году мы отметили 75‑летие Победы в Великой Отечественной войне. Но то, как изучается ее наследие в современной среднестатистической школе, тревожит. Ученики в подавляющем большинстве не знают подлинной истории войны, и, что самое печальное, нравственный капитал, явленный во времена Великой Отечественной, от них тоже сокрыт, как и от западноевропейского школьника. Стоит серьезно задуматься о том, как изменить ситуацию к лучшему в условиях меняющихся стандартов и дефицита патриотических программ в СМИ.

Известный филолог, литературовед, профессор Александр Николаевич Ужанков назвал четыре составляющие русского национального кода. Это православная вера, русский язык, история и культура. Сейчас со всем этим ведется информационная война. Давайте посмотрим, как конкретно это происходит с историей в условиях общеобразовательной школы.

В советском фильме «Это мы не проходили» молодой учительнице подросток задает вопрос о том, будет ли она даты спрашивать, как и прежние учителя. Нерастерявшаяся учительница вступает в диалог с ним:

— А ты когда родился, помнишь? Твоих родителей дни рождения и друзей помнишь?

— Конечно, помню, ведь это же все со мной было, — отвечает ученик.

— А это со всем человечеством! Тоже достойно запоминания.

Так педагог дал понять, что история должна быть родной. А у нас она превратилась в нагромождение дат, событий, с потерей смыслов, ЕГЭ стал ключевой мотивацией во время изучения исторических реалий. Учитель оценивает работу в баллах и рейтингах, а в современном ЕГЭ нет ни одного задания, где бы ученик мог показать ценностную составляющую его отношения к истории.

По прошлому образовательному стандарту на тему Великой Отечественной войны выделено всего четыре урока в девятом классе, а по новым — в десятом. Таким образом, системное знание о войне школьник получает только в старшем звене, а если он не пошел в старшее звено, то вообще выходит в большую жизнь без знания страниц истории Великой Отечественной. Остается надеяться только на предмет «литература» и на внеклассную работу. Неудивительно, что ученик не знает ни героев, ни дат, а те учебники истории, к которым у него все-таки появляется доступ, не мотивируют его на изучение военной темы.

В свое время Федор Иванович Тютчев писал Густаву Кольбу, иностранцу: «Самый главный защитник русского народа — это история», а мы эту сокровищницу для своего народа не можем открыть. Ключ не тот. Ведь для того чтобы лишь заглянуть в заветный ларец, нужно создать такую воспитательную среду, чтобы обычный школьный урок превратился в науку жизни.

Оправдано ли то, что серьезно о войне с детьми говорят только в 10-м классе? Не забвение ли, направленное против памяти, то, что качественные фильмы о войне по центральным телеканалам показывают только накануне 23 февраля или 9 Мая? Телеканал «Победа» смотрит только один процент обучающихся иногда, хотя знают о нем, по последним опросам, 35 процентов учеников.

Во что верят, на что надеются?

Как донести до детей патриотические ценности сейчас, когда идеалы соборности, самопожертвования отстаивает последовательно только Православная Церковь, а многие другие социальные институты гражданского общества все делают для того, чтобы увести детей подальше от патриотических настроений? Что может сделать учитель? При желании что-то все-таки может. Но без осмысления патриотизма как части чего-то большего, главного и высокого нельзя говорить о его правильном понимании. Иначе говоря, патриотизм должен быть лишь составной частью в духовной жизни. Но это обязательная часть. Причем патриотизм, лишенный национальной идеи, очень слаб.

Спросите современного ученика, во что он верит, на что надеется и кому отдаст свою любовь. Мы провели небольшое социологическое исследование. Результаты: на первом месте — вера в себя, надежда — на себя, а любовь — к своей второй половине.

В древности чаще всего вместо слова «патриотизм» использовалось слово «отчизнолюбие». Предлагаю прививать любовь к своей земле с помощью простых и доступных русских слов: отче (отец), Отчина (дом), Отчизна (родная земля), Отечество (Родина), Отче наш (Бог). Бог есть Любовь, и если люди любят Бога, то в Отечестве будут отчизнолюбцы.

С чего начинается патриотизм? В том числе и с трепетного отношения к имени. В 1945 году один из наших воинов, дойдя до Берлина, решил написать на рейхстаге имя, но не свое, а Лизы Чайкиной, которая до Берлина не дошла. И осталось имя нашей партизанки на фашистском рейхстаге. А кто из современного поколения детей знает, кто такая Лиза Чайкина? И что ее имя была написано на стене рейхстага? Единицы! А кто знает имена героев своих городов и сел, ставших героями нашей страны?

Символ растущего дерева

Педагогика патриотизма должна идти от того, что находится рядом и имеет воспитательное значение. Участники конкурса «Серафимовский учитель» предложили уже много ценных методик, которые могут применяться в образовательной деятельности, их можно найти в сборниках по итогам конкурса. Я хотел бы поделиться своим видением того, как можно развивать в детях чувство патриотизма.

На уроках, посвященных Великой Отечественной, я предлагаю детям образ растущего дерева, ствол которого с каждым годом наращивает кольца. Мы «растим» это дерево, заполняя его «годичные кольца» ценностями-именами. В первом круге — имя личное и «имя» своего рода, дальше — наименование земли, в которой ты родился, улицы, на которой живешь… — имена, которые связывают твою жизнь с Россией и с вечностью, дорогие твоему сердцу.

При оценке наследия Второй мировой войны я предлагаю классу создать свою «Великолепную семерку», перечислив: 7 героев страны (к слову, их в России больше 11 тысяч), 7 героев мировой истории, 7 земляков, 7 родственников-участников Великой Отечественной, 7 шедевров живописи о мировой войне, 7 фильмов, 7 символов войны. Это простая, но эффективная методика: в ней есть элемент игры, поэтому дети не остаются равнодушными. Вот как, например, выглядят 7 символов войны, выбранных моими учениками: Георгиевская лента, акция «Бессмертный полк», минута молчания, Знамя Победы,125 грамм блокадного хлеба, колокола Хатыни, песня «Священная война».

Думаю, важно создать на региональном, или даже всероссийском, уровне проект, благодаря которому каждый ученик до 10-го класса посетил бы памятные места, города-герои. Если бы в программе каждой школы стоял пункт посещения хотя бы одного города воинской славы, то мы не получили бы мальчика из Нового Уренгоя, который предпочел изучать биографию пленного немца, а не судьбу своего предка — русского солдата, освободившего Россию и Европу.

Образование детей задача не только школы, и не одна она виновата, что мы теряем историческую память и не воспитываем подлинных патриотов Отечества. Педагог должен перестать быть функционером — подготовителем к ЕГЭ, он должен осознать свою миссию формирования в детях высоких нравственных качеств на базе исторического материала. Патриотизм, который так активно изживали в перестроечные годы, сам собой не возродится. Конечно, в глубине души каждого нормального человека живет любовь к тому месту, где он родился и вырос, но у кого-то это чувство завалено информационным пропагандистским мусором. Извлечь, взрастить — вот задача учителя истории.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.