Чему нас научил Октябрь?

15:42, 24 ноября 2016

Есть мнение, что возрождение церковной жизни в постсоветской России было бы невозможным без революции, без большевизма и гонений. Что русское общество значительно оздоровилось благодаря политическим потрясениям. И все-таки революция — трагедия, социальная катастрофа, которая привела к гражданской войне, большим человеческим потерям. В том далеком 1917-м многим казалось, что Россия наконец-то вздохнет и в нашей стране будет построено справедливое общество. Что из этой инициативы получилось, тому мы все свидетели. Стоило ли радикально браться за дело и приносить социальной мечте такие жертвы? Какие уроки можно извлечь из ушедшего века? Об этом в преддверии 100-летнего юбилея Октябрьского переворота мы рассуждаем с гостями нашей рубрики.

dionisij-krasnoperovИерей Дионисий Красноперов, заместитель руководителя отдела образования и катехизации Нижегородской епархии, преподаватель Нижегородской духовной семинарии:

— Известно, что история не терпит сослагательного наклонения. Что могло бы быть, если бы не произошло то или иное событие, можно рассуждать бесконечно, но это будет не осмысление истории, а только размах нашего воображения.

Пути Промысла Божия не всегда понятны нам, тем более такие масштабные и тяжелые события XX века, как революции, войны, геноцид, голод, развал государств, техногенные катастрофы. Для государства и Церкви это должно было стать очистительным горнилом, а стало или нет — ответ неочевидный.

Церковь училась жить без поддержки государственного аппарата, без полицейского надзора за исполнением религиозного долга — вспомним обязательные свидетельства «о бытности у исповеди» Великим постом для каждого относящего себя к православному исповеданию до революции. Если говорить об уроках ХХ века, то для Церкви и верующих главный урок — надо быть христианином не по имени, но по сути, только тогда человек может противостоять гонениям.

Другой урок — в том, что нельзя делать Евангелие и веру придатком какой-либо системы: государственной, общественной, образовательной или любой другой. Это может давать видимый результат, но суть православной веры совсем другая. Она меняет нас не механически, а изнутри, благодаря добровольному внутреннему убеждению, на основе любви и доверия Христу.

Человек не кирпичик в стене, а, скорее, клетка в организме, живая и отчасти непредсказуемая. Отсюда и еще один урок XX века — непредсказуемость отдельно взятого человека требует работы предсказуемых и прозрачных сдерживающих механизмов государственной власти. Примеры быстрого вырождения власти в тоталитарную систему — самые страшные страницы истории ушедшего столетия. Результаты: Освенцим и ГУЛАГ — известны всем.

mariya-samojlovaМария Самойлова, заведующая кафедрой культурологии, истории и древних языков Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова, доцент, кандидат исторических наук:

— Хотим мы этого или нет, но в 2017 году нам придется отмечать 100‑летнюю годовщину Октябрьской революции. При общественном интересе к истории и круглым датам можно с большой долей вероятности предположить, какие страсти будут бушевать в обществе весь грядущий год. Нам снова придется переосмыслять события, произошедшие между февралем и октябрем 1917 года, а также дальнейший ход истории. Этот юбилей наверняка будет отмечен во всем мире, поскольку октябрьская революция при любом к ней отношении является событием всемирно-исторического масштаба.

Если обобщить мнения, существующие сейчас в общественном сознании, их можно свести к трем позициям. Одна заключается в трактовке Октябрьской революции и последующего социалистического строительства как сплошной «черной дыры», при этом главным содержанием советской эпохи являются репрессии и ГУЛАГ.

Другая позиция состоит в том, что революция и советский строй стали наивысшей точкой исторического развития России. Простому человеку был обеспечен доступ к знаниям и росту, была создана ци­ви­ли­за­цион­ная альтернатива западному обществу.

Третья точка зрения представлена современной официальной политикой по этому вопросу, которая отличается эклектичностью. 7 ноября перестало быть главным праздником, но осталось памятной датой с другим, не революционным содержанием. Эта позиция наиболее приемлема сейчас, поскольку задача государства — примирение разнообразных общественных сил. Размышления об уроках Октября остро ставят вопрос о том, каков наш собственный путь теперь, каков наш проект будущего. От ответа на этот вопрос зависят и оценки 100‑летия революции.

andrej-kuznetsovАндрей Кузнецов, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории средневековых цивилизаций Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского:

— Если говорить о возрождении церковной жизни в постсоветской России, то без революции, без советской власти, в истории которой не раз были отмечены политические репрессии, церковная жизнь на 1/6 земной суши развивалась бы эволюционно и поступательно, разрешая свои противоречия и вопросы отношений с другими конфессиями, поскольку в Российской империи православие пользовалось государственной поддержкой, чего не было у других религий. Тогда — без революции и советской власти — не пришлось бы говорить о возрождении того, что не надо возрождать.

Да, приходится признать наличие масштабных кризисных явлений во всех сферах жизни, разрешить которые была призвана революция. Но и она, и последовавшая советская власть пытались «оздоровить» общество путем раскола и вытеснения тех социальных групп, которые были объявлены врагами. Многочисленные страдания вызвали у народа потребность «самосохраниться» путем укрепления и консервации традиционных ценностей, поэтому советское время многие вспоминают как доброе в отношениях между людьми. Крушение советской цивилизации и ускоренное внедрение основ капитализма размыло эти социальные ценности.

Уроки заключаются в том, что власть должна чутко реагировать на кризисные явления, выливающиеся в революцию, но реакцией адекватной и не сводящейся к кнуту или прянику. Более того, элита общества в предчувствии революционных потрясений обязана сплачиваться, а не использовать революцию в своих целях, как это было в феврале 1917 года.

pokrovskij-nНиколай Покровский, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки:

— Революция — голгофа, на которой была распята матушка Россия с ее крестами, куполами, верой в Бога и свое историческое предназначение.

Лучше всех, на мой взгляд, прочувствовали и донесли до нас трагическое звучание того переломного момента, повернувшего ход русской истории вспять, русские поэты. «Свобода, свобода,/ Эх, эх, без креста!» — с горечью утраты писал Александр Блок. Наверняка наше государство нуждалось в переменах общественной и политической жизни. Но как бы хотелось, чтобы это произошло без крови, эволюционным путем.

Чудовищная цена была принесена «счастливому будущему» новой советской страны. В лагерях и тюремных застенках, на полигонах несли свой крест и гибли сотни тысяч наших соотечественников, не угодных новому строю.

Среди них был и мой дед священник Петр Покровский, расстрелянный в 1938 году и прославленный в наше время как новомученик. У моего отца было 16 детей, никто из них не пропал в жизни, но все они молчали о своем прошлом. Я сам узнал о том, что мой дед по отцовской линии был священником, только после смерти отца. Об этом я узнал от матери, когда мне было уже 15 лет. Сейчас возрождаются Церковь, духовная жизнь, и современные люди могут себя чувствовать гораздо свободнее в проявлении своих религиозных чувств. Но все-таки эта беда, которая случилась 100 лет назад, висит над нами, и я думаю, нам всем нужно продолжать просить прощения за то, что мы, русские, сделали сами с собой.

Какие бы испытания ни ждали нашу страну впереди, будем верить, что Россия останется такой, какой была всегда, в течение всего своего исторического и духовного пути. Вслед за поэтом Зинаидой Гиппиус мне хочется повторять, как молитву: «И мы не погибнем, — верьте!/Но что нам наше спасенье:/ Россия спасётся, — знайте!/И близко ее воскресенье».

obedinenНадежда Глазкова и Татьяна Львутина,
ученицы 11-го класса Гнилицкой православной гимназии имени святителя Николая Чудотворца:

— Счастливое будущее государства невозможно без знания истории. Из событий прошлых лет мы черпаем опыт, необходимый для сегодняшней жизни. Россия — многострадальная страна. В течение многих лет ей приходилось отражать набеги врагов, но часто возникали конфликты и внутри государства. С одной стороны, революция принесла много зла. Но мы знаем, что все происходит по воле Божией.

— Революция была неизбежна, так как в России произошел упадок нравственных и духовных ценностей. Именно трагические события тех лет способствовали сплочению православного народа и укреплению веры. Мы не должны допускать ошибок прошлого. Людям следует пытаться решать конфликты мирным путем, не доводя ситуацию до кровопролитной войны.

pasinaОльга Пасина, кандидат медицинских наук, заведующая гинекологическим отделением Дорожной клинической больницы:

— Россия — страна с великим прошлым и великим будущим. У русского народа есть необыкновенное свойство — терпеливость к страданию. Но наступило духовное истощение, и произошла ломка общественного сознания, которая повлекла за собой кризис всех сторон жизни. Русскому народу необходимо преодолеть искушения, с которыми он сталкивается в современной жизни. Опыт многих поколений показывает, что без терпения и труда, без взаимного смирения невозможно построить мир. И, конечно, самое главное — это вера.

 

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.