Чудесная находка и милость Божия

18:15, 14 января 2021
15 января — преставление и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

В 2020 году исполняется 188 лет с тех пор как почил в Саровском монастыре старец Серафим и 30 лет — как прибыл в возрождающийся Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход с его святыми мощами. Тогда летом прозвучало над Дивеевом многоголосое «Христос воскресе!» и сбылось пророчество преподобного.

В 1920 году большевики вскрыли мощи преподобного Серафима, вывезенные из Сарова. Было известно, что их перевезли в Москву, в Донской монастырь, превращенный в музей атеизма, а затем след затерялся. Только через 70 лет, в перестроечное лихолетье, России была явлена великая Божия милость — мощи батюшки Серафима были вновь обретены чудесным образом. Их обнаружили в Казанском соборе Ленинграда, ставшем в советское время Музеем истории религии. Но святыня в музейных фондах не значилась.

Чуть ранее архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан) начал искать в Тамбовском областном архиве доку-менты о вскрытии и освидетельствовании мощей святителя Питирима Тамбовского. Кроме них он обнаружил аналогичные документы, составленные после изъятия мощей Саровского чудотворца. Через три года, в октябре 1990 го, епископ Ист­ринский Арсений (Епифанов) поинтересовался у Тамбовского архипастыря, сохранились ли документы. Вскоре Свя-тейший Патриарх Алексий II благословил обоих архиереев на поездку в Ленинград.

Епископ Арсений вспоминал: «Неожиданно позвонил Кучинский (директор Ленинградского музея истории религии. — Ред.) Станислав Алексеевич сообщил о том, что после решения о возвращении Церкви Казанского собора, в котором разме-щался музей, началось освобождение запасников. И вот в одном из запасников среди гобеленов были найдены завернутые в рогожу останки, по-видимому, какого-то святого. В описи они не значились. Когда рогожу развернули, увидели мощи с надетыми на руки рукавичками. На одной было вышито: «Преподобне отче Серафиме», на другой — «Моли Бога о нас».

О находке сообщили Патриарху, Святейший благословил найти в архивах все документы, связанные с мощами преподоб-ного, и только после того, как они были собраны, архиепископ Евгений и епископ Арсений отправились в Ленинград.

В Казанском соборе Станислав Кучинский провел их в бывшую ризницу, где располагались запасники. Архиереи увидели нечто вроде деревянного стола, размером примерно полтора на полметра, покрытое синей бумагой.

«Когда мы сняли липкую ленту, прикреплявшую бумагу к столу, воздух наполнился благоуханием, похожим на то, которое я чувствовал при открытии и освидетельствовании мощей святителя Питирима Тамбовского. Когда мощи раскрыли полностью, увидели на голове монашеский куколь (такой же был и на мощах святителя Питирима Тамбовского) с отверстием в лобной части, около которого были обрывки нитей. Важно отметить, что в акте, составленном при вскрытии гробницы преподобного Серафима в 1903 году, перед его канонизацией, упоминается о седовато-рыжеватом цвете волос. Такого же цвета были волосы в куколе. … На мощах был медный крест, по-видимому, тот самый, которым благословила преподобного его родительница. Руки были в рукавичках и сложены крестообразно на груди. Левой туфельки (стопы) не было», — вспоминал владыка Евгений.

Святые мощи соответствовали их описанию в документах 1920 года. Расхождение с актом было еще лишь в том, что косточки позвоночника и грудной клетки были сдвинуты, лежали в нагромождении. Но это можно было объяснить: 70 лет святыня хранилась совсем не так, как должна бы.

Сомнений не осталось, это были мощи преподобного Серафима.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.