Дела сердечные

20:40, 1 июня 2021
Что делать с половодьем чувств?

«Весна, весна, пора любви», — писал поэт. И хоть сам Пушкин это время года не особо жаловал, слова его ушли в народ. Для многих весна, действительно, ассоциируется с появлением особого настроения: кажется, сама природа — расцветающая и наполненная ароматами — пробуждает в нас чувства. Сегодня мы выбрали из нашей почты вопросы читателей, так или иначе связанные с этим прекрасным чувством. Отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Посоветуйте, пожалуйста, что делать с венчальными свечами. Недавно перебирала вещи и наткнулась на них. Задумалась: может, их нужно как-то использовать, например, зажигать хотя бы иногда? А может, их в гроб после смерти кладут?

— Есть у православных супругов добрая традиция хранить венчальные свечи. Никаких особых правил хранения нет. Можно зажечь их в день вашего венчания и помолиться. Сохраненные свечи, действительно, кладут в гроб. Но это, подчеркиваю, не обязательное правило.

Мы с мужем прожили в браке около 15 лет. Потом он нашел себе другую женщину и ушел из семьи. Мы официально развелись. Два года у нас не было никаких отношений, разве что несколько раз по телефону разговаривали о детях. А потом я узнала, что его новые отношения сошли на нет. Теперь он постоянно звонит мне и приглашает на свидание. Я не против, так как до сих пор люблю его. Правда, не уверена, что опять захочу выйти за него замуж. Вопрос: будут ли близкие отношения с бывшим мужем считаться прелюбодеянием?

— Прелюбодеянием это считаться не будет, а блудом будет. Так что обретайте уверенность для принятия решения. А варианта три: или вы воссоздаете семью (что было бы правильным), или отказываетесь от отношений, или живете в блуде. Никто за вас не решит этой задачи. Разве не удивительно: любите, а замуж идти не решаетесь? Так как же?

Господь заповедал возлюбить ближнего, как самого себя. Значит ли это, что мы должны одинаково любить и православных, и инославных?

— Бог создал человека по образу Своему. В результате грехопадения и в дальнейшем ходе человеческой истории появились расы, национальности, религии. Мы — дети Божии. Все. Господь говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39). Он же не сказал: возлюби китайца, если ты китаец, или русского, если ты русский. Нет, Он сказал: «ближнего». А кто ближний? Христос отвечает притчей о милосердном самарянине. У самарян была другая религия, иудеи их презирали, и вот избитого человека спасает не священник, не левит, а презираемый иноплеменник. Кто же ближний избитому разбойниками? Сотворивший ему милость. «Иди и ты делай так же», — говорит Христос задавшему вопрос юноше (Лк 10:30–37). Это ответ и нам.

Недавно я обнаружила фривольную переписку мужа с двумя его бывшими девушками. На мой прямой вопрос он ответил, что они просто друзья, а такая форма общения у них сложилась еще до встречи со мной. И добавил: ему не нравится, что я посягаю на его личное пространство. Должны ли быть личное пространство и секреты в семье?

— «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…» Это Лев Толстой сказал. И сказал точно. Так что общих рецептов в семейной жизни трудно найти. Личное пространство, безусловно, должно быть у каждого человека. Но как использовать его, зависит от воспитания, от выстроенных в определенной семье отношений. Своего мужа выбрали себе лично вы сами. Вам и решать, как доверять такому мужу. Конечно, он поступает неправильно, ведя такую перепис­ку, будучи женатым человеком. Он так воспитан. И вы воспитаны так, что, не смущаясь, заглядываете в чужие письма. Тоже неправильно.

В Евангелии от Матфея говорится: «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19:9). Я как раз хочу жениться на женщине с ребенком. Несколько лет назад ее муж переехал жить в Москву, да так там и остался. Постепенно их брак сошел на нет. То есть греха прелюбодеяния ни за ним, ни за ней нет. Как Церковь смотрит на брак с такой женщиной?

— Семейный брачный кодекс с веками меняется. Это тоже нужно учитывать. Если вы любите женщину, у которой есть ребенок, и она вас любит, и оба вы свободны, то ничто вам не мешает вступить в брак. Если же кто-то из вас венчан в Церкви, то прежде необходимо расторгнуть церковный брак. И, надеюсь, вы не предполагаете стать священнослужителем? Священникам запрещается второбрачие. Подробнее эта тема изложена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским собором в 2000 году. Вот, например, что там говорится: «Священный Синод Русской Православной Церкви в Определении от 28 декабря 1998 года осудил действия тех духовников, которые «запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной». При этом Священный Синод постановил «напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:27–28:39)».

Что означает выражение «да убоится жена мужа своего»? То есть я должна во всем беспрекословно подчиняться супругу? А если он, мягко говоря, не идеален: любит выпить, эгоистичен? Разводиться Церковь не благословляет, да я и сама не хочу, у нас двое детей, но подчиняться мужу во всем?

— Муж в христианской семье является главой, а жена призвана подчиняться ему по доброй воле и религиозному убеждению. Слово «убоится» не означает какого-то страха, но предполагает уважение к старшему в семье. Апостол Павел говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…» (Еф 5:22). А Господу, как известно, повинуются по любви. Конечно, это сказано для обоих адекватных супругов, находящихся в христианском браке. А если муж пьет, да еще и самодур… А кто такого выбрал, не вы ли?

Батюшка, три месяца я встречаюсь с молодым человеком. Оба мы из воцерковленных семей, вместе ходим в храм. Планируем через год пожениться, когда институты закончим. Он настаивает на близости, я пока отказываю, говорю, что это смертный грех, он же утверждает, что любовь не может быть грехом. Не знаю, долго ли смогу продержаться. Боюсь его потерять, потому что люблю. Как мне ему объяснить, почему интимные отношения между молодым человеком и девушкой считаются блудным грехом?

— Я не знаю, как это объяснить. Думаю, что никто не знает. Это проблема христианского воспитания. И если его нет, то никакие объяснения не будут иметь результата. «Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе…» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», гл. 10). Как это объяснить невоцерковленному человеку? «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях — больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены», — наставляет святитель Иоанн Златоуст. «Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телес­ных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви».

Я не замужем, и детей тоже нет. Очень хочу создать семью. Посоветуйте, кому и как об этом молиться, какие святые места посетить?

— Все на свете происходит не без воли Божией. В том числе и брак. Каким бы святым мы ни молились, помощи ждем от Бога, Подателя всех благ. В Русской Церкви принято молиться о создании семьи небесным покровителям брака — святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам. Мощи этих угодников Божиих находятся в Муроме, так что побывать там и помолиться у их мощей не составляет особого труда. Можно также молиться святым мученикам Адриану и Наталии, царственным страстотерпцам. Их молитвами Господь поможет вам в добром деле.

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.