«Есть сила благодатная в созвучье слов живых…»

16:38, 30 января 2020

Молитвенно обращаться к Гос­поду — что может быть естественнее для верующего человека? Однако часто наши мысли рассеяны, мы не можем сосредоточиться на внутреннем диалоге. Бывает и по-другому: человек с горячим чувством молит святых об исполнении своей просьбы, даже не помышляя о том, что желаемое не принесет ему духовной пользы. Где же золотая середина? На этот и другие вопросы, связанные с молитвенным трудом, отвечает клирик храма Рождества Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Первый раз еду в Дивеевскую обитель. Почему на Святой Канавке нужно прочитать молитву «Богородице Дево, радуйся» именно 150 раз и можно ли читать другие молитвы?

— Сложилась такая традиция — читать во время прохождения по Канавке молитву «Богородице Дево, радуйся». Предание гласит, что так заповедал сам преподобный Серафим Саровский. Хотите следовать традиции — читайте эту молитву, не хотите — не читайте. Кто же вас принуждает? Не думаю, что 150 молитв — главное при посещении Дивеевской обители. Мы едем в Дивеево, чтобы помолиться в святом месте. Как мы будем молиться — зависит от расположения нашего сердца, от цели, с которой мы приехали сюда. Молитва — это общение с Богом, она может быть разной, лишь бы была искренней. От нее не стоит ждать чуда, хотя и чудеса по Божией воле случаются.

Можно ли молиться своими словами, и кто может быть автором молитв?

— Единственная молитва, которую дал нам Сам Иисус Христос — это «Отче наш». Ее и называют Господней. Остальные молитвы написаны людьми. Святыми людьми — Василием Великим, Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, Ефремом Сириным и другими. Их тексты — образец, как и о чем мы призваны молиться Богу. Разумеется, мы имеем право обращаться к Нему и своими словами. Но сначала следует научиться этим словам, научиться общению с Божеством — для этого и даны верующим правила, составленные из молитв святых людей. Так как же мы должны молиться? Этот вопрос задали Христу Его ученики. Он ответил так: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф 6:7–13).

Читал, что молитвы бывают устные, сердечные, умственные. В чем разница?

— Действительно, такое разделение в аскетике существует. Речь идет об Иисусовой молитве. Это дело монашеское, людей, посвятивших себя Богу, оставивших мир. Нам же нужно научиться искренней внимательной молитве, осознанию, что так мы общаемся с Богом. Это тоже нелегкое дело, и ему следует учиться, для чего, прежде всего, требуются терпение и настойчивость. Постепенно и наша молитва станет теплой, идущей от сердца. Вот как предупреждал духовных чад преподобный Макарий, оптинский старец: «Кто употребляет этот меч духовный, надо, чтобы был смирен, ибо тогда только им поражаются враги, а без того многие попадают в неисцельную прелесть. Советую тебе не простираться на такую высоту, но при свободе, при страстных движениях, при немощи призывать Бога этой молитвой со смирением».

Чем отличаются кондак, тропарь и акафист? Когда они читаются?

— Акафистом называются в Восточной Церкви хвалебные песнопения в честь Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых, исполняемые молящимися стоя. Древнейшим акафистом и образцом для других считается Акафист Божией Матери, написанный в VII веке. По образцу этого акафиста составлены были и другие: Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю Чудотворцу, Архангелу Михаилу и т. д. Тропарь и кондак — жанры церковной гимнографии. Изначально тропарь представлял собой краткое песнопение, музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. В настоящее время собственно тропарем и кондаком называется крат­кое песнопение, посвященное празднику, святому, данному богослужению и т. п. Обычно тропарь и кондак составляют парное песнопение, исполняемое хором на службе. Мелодия тропарей и кондаков подчиняется гласам.

Как научиться сосредоточенной молитве? Какие богословские труды можно почитать на эту тему?

— Редкие люди молятся сосредоточенно. Рассеянность на молитве посещает всех — и тех, кто только начинает молиться, и тех, кто уже давно молится. И едва ли кто знает, как победить эту рассеянность. У каждого должен быть свой рецепт, потому что мы все разные. Как избежать рассеянности? Конечно, лучший путь — учиться у святых. Сегод­ня святоотеческая литература доступна. О молитве не богословские труды надо читать, а творения святых, людей, которые сами умели молиться. Это, например, святитель Феофан Затворник, оптинские старцы. Есть очень хорошие советы у архи­мандрита Иоанна (Кресть­янкина). Любые наставления пойдут на пользу, лишь бы мы не относились к молитвенному правилу формально. Богу не отчет о прочтении правила нужен, а наше сердце.

Нужно ли заставлять себя молиться?

— Говорят, три вещи на свете трудновыполнимы: отдавать долги, ухаживать за престарелыми родителями и молиться Богу. Люди давно заметили, что молиться — дело непростое. Вот и Христос нам говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Заставляйте себя молиться, но осознанно, понимая, что вы читаете, о чем просите, кого прославляете. И через какое-то время молитва будет в радость, станет необходимостью. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес 5:16–18). Так заповедал нам святой апостол Павел.

Могу ли я попросить у батюшки дать мне молитвенное послушание?

— Если вам это нужно, например, для укрепления в молитвенном правиле или в борьбе с грехом, то почему не попросить у священника дать такое послушание? Конечно, можно. Объясните ему, зачем вам это нужно, и, думаю, он вам не откажет.

Может ли молитва «устареть» и не использоваться в богослужениях?

— Думаю, такого быть не может. Некоторые молитвы употребляются в богослужении чаще, некоторые реже, но даже и для самой редкой когда-нибудь возникнет необходимость. Например, существует молитва на освящение колодца. Она в наше время редко употребляется, потому что колодцы роют не часто. Но, согласитесь, все же и эта молитва нужна. Придет время, когда и она будет востребована.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.