Храм помнит пастыря

15:50, 26 марта 2020

Нижегородский храм во имя Всемилостивейшего Спаса — храм-памятник. Он помнит замечательных священников, которые служили в его стенах, не боясь ареста и смерти, их искренние проповеди с глубоким чувством веры и уровнем просвещенности. Памяти одного из таких пастырей — протоиерея Николая Боголюбова, служившего на этом приходе с 1925 года до своей кончины, была посвящена очередная встреча в Спасском храме 15 марта.

Об уникальном пастыре, его жизни и трудах
на встрече с прихожанами рассказала доцент кафедры психологии управления Нижегородского
государственного университета имени Н. И. Лобачевского кандидат психологических
наук Наталья Стоюхина. Она много лет занимается исследованием жизни протоиерея Николая
Боголюбова, знакома с его младшим сыном и внуками.

Николай
Боголюбов родился в 1872 году в селе Павловском Ардатовского уезда в семье иерея
Михаила Боголюбова, где было девять детей. Трое сыновей получили высшее образование.
Николай учился в Лысковском духовном училище, Нижегородской духовной семинарии и
в Московской духовной академии.

По окончании академии в 1896 году со степенью
кандидата богословия Николай Боголюбов преподавал в Нижегородском епархиальном училище,
работал редактором Нижегородского церковно-общественного вестника и активно писал
богословские и литературоведческие статьи. В 1908 году он женился на Ольге Люминарской,
дочери нижегородского присяжного поверенного. 3 сентября 1909 года Николай Михайлович
был выведен в сан диакона, а 27 сентября принял священнический сан.

На Украине

Многолетняя работа Боголюбова сначала в
Нежине, а затем в Киеве была связана с научными и педагогическими трудами. В 1909
году сразу после принятия сана отца Николая пригласили в Нежин, в историко-филологический
институт князя Безбородко, а через четыре года — в Киевский университет святого
Владимира на должность профессора богословия и настоятелем университетской домовой
церкви. Работая в университете, отец Николай издал первый том «Философии религии»
и погрузился в семитологию, ассирологию и ближневосточное языковедение.

От Киевского университета отец Николай был
делегирован на Поместный собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, где
принял участие в работе особого отдела по вопросам преподавания Закона Божия в школах.

— В тот исторический момент вопрос религиозного
воспитания стоял остро и требовал обсуждения, — объясняет Наталья Стоюхина. —
В светских учебных заведениях преобладал формальный метод преподавания Закона Божия,
без учета нигилистических, материалистических, антирелигиозных общественных настроений.
Предлагали отказаться от догматического подхода — заучивания молитв и духовных сочинений
наизусть и строгого следования учебнику. Высказывались и об отмене Закона Божия.
Необходимо было пересмотреть программу и методику преподавания.

В Киеве Николай Боголюбов с супругой и сыновьями
встретил Гражданскую вой­ну, пережил многочисленные захваты города разными политическими
силами (за два года сменилось 24 правительства). Начались материальные трудности,
проблемы с жильем, в среде киевского духовенства наметился раскол.

После того как 14 декабря 1919 года Красная
армия заняла Киев, многие авторитетные церковные руководители и профессора покинули
Россию. Но отец Николай не мог оставить семью. Из университета ему пришлось уйти.
Должность законоучителя была упразднена, кафедры богословия закрыты, а другие кафедры
можно было занять, только отказавшись от рясы. Николай Боголюбов согласился на первый
освободившийся приход в селе Великая Круча в Полтавском уезде. Чтобы выжить, вся
семья занималась крестьянским трудом: ухаживали за скотиной, выращивали овощи и
фрукты, сеяли хлеб. Спустя четыре года в надежде на лучшую долю вернулись в Киев
и снова окунулись в материальные лишения.

— В то время на всех приходах Украины по
желанию прихожан стали служить на украинском языке, — пояснила Наталья
Юрьевна. — Отца Николая из-за незнания языка брали только вторым священником.

Проповедник

В 1925 году Боголюбовы вернулись в Нижний
Новгород. К этому времени освободилось место настоятеля
храма Всемилостивейшего Спаса на Полтавской улице. Прихожане остановились на кандидатуре
отца Николая.

— В родном
городе ему было хорошо. Служа в храме, он не только произносил проповеди, что было
тогда весьма опасно, но и читал лекции по Священному Писанию, богословию и естественным
наукам. Тогда же он начал работать над вторым томом своей «Философии религии», — отметила Наталья
Стоюхина.

В 1928
году отец Николай был арестован без предъявления обвинения, но через два года стараниями
старшего сына освобожден. На свободу пастырь вышел совершенно больным. До самой
кончины он продолжал служить, завершил второй том «Философии религии», написал книги
о Пресвятой Богородице и жизни Иисуса Христа.

Скончался
митрофорный протоиерей и профессор Николай Михайлович Боголюбов 13 мая 1934 года
на 62‑м году жизни. Заупокойную литургию и священническое отпевание в Спасской церкви
14 мая совершил митрополит Сергий (Страгородский), друг семьи Боголюбовых.

— В бытность
правящим архиереем на Нижегородской кафедре владыка Сергий часто посещал квартиру
отца Николая и вместе с ним служил в Спасском храме, — рассказывает Наталья
Юрьевна. —
Именно он благословил отца Николая ехать с миротворческой миссией в Киев в 1932
году, чтобы призвать к единению киевское духовенство. В начале 1920‑х годов там
начались сепаратистские движения за автокефалию во главе с отлученным протоиереем
Василием Липковским. Он стал первым самопровозглашенным предстоятелем неканонической
УАПЦ. В семье сохранились об этом воспоминания.

Сегодня в Спасе на Полтавке продолжают помнить о прото­иерее Николае Боголюбове. Каждый год на его могиле на Бугровском кладбище настоятель прихода иерей Александр Гимоян служит панихиды.

Воспитавший трех
академиков

На
мемориальной доске, закрепленной на фасаде храма Всемилостивейшего Спаса,
написано: «В память долголетнего служения 1925–1934 гг. в храме
Всемилостивейшего Спаса протоиерея Николая Боголюбова 1872–1934 гг.,
воспитавшего для Российской земли трех сыновей-академиков».

Действительно,
все три сына отца Николая состоялись как крупные ученые. Через всю жизнь они пронесли
веру, унаследованную от родителей. Их воспитание стало родительским подвигом отца
Николая. Он всегда сам с ними занимался: учил немецкому и французскому
языкам с пяти лет, позже — английскому языку. Он же учил мальчиков всем
предметам, включая чистописание, готовил для поступления в гимназию. Мать их
учила нотной грамоте и игре на рояле.

— И
он сам, и Ольга Николаевна были глубоко религиозными людьми, но родители не
настаивали на выполнении обрядов сыновьями. Считали, что душа ребенка должна чувствовать
веру. В качестве подарков для мальчиков всегда были книги, бумага и карандаши.
В книжном шкафу отца была выделена полка для библиотечек сыновей. Отец считал,
что с детьми надо заниматься как можно раньше, развивая их самостоятельность, — рассказывает исследователь жизни Николая Боголюбова
Наталья Стоюхина.

Сыновья
отца Николая прожили долгую и успешную жизнь. Российский академик Николай Николаевич
создал несколько научных школ по нелинейной механике, математической теоретической
физике. В 1960‑е годы работал с академиком Сахаровым в Арзамасе‑16.
Крупный физик и математик Украины Алексей Николаевич получил известность как
историк и теоретик математики и механики. Михаил Николаевич прославился
как крупный лингвист-иранист, 35 лет исполнявший обязанности декана Восточного
факультета в Санкт-Петербургском университете.

В русле психологии

В своих
богословских и публицистических работах протоиерей Николай Боголюбов
высказывал идеи, свойственные отечественному духовному направлению
в психологии. Он нашел объяснение того, как психология преодолевает
противоречие с религией, ведь эта наука не признает реальности
сверхчувственного мира.

— Много
лет назад я задала себе вопрос: кто из значимых для истории психологии людей
был в Нижнем Новгороде, —
рассказывает Наталья Стоюхина. —
Первым, на кого я вышла, оказался протоиерей Николай Михайлович Боголюбов.
За свою недолгую жизнь (всего 62 года) он сделал для науки очень много, проявил
себя не только как глубокий богослов, но и религиозный, христианский психолог.

Николай
Боголюбов нередко обращался к опыту «психологической критики»
и необыкновенно глубоко описывал современные ему явления в литературе
и искусстве. Он оставил интересные литературно-психологические
портреты Ренана, Хомякова и Гоголя, а в критике марксизма
и социализма выступил как социальный психолог, отмечая отрицательное
влияние писателей Леонида Андреева и Максима Горького, воспевающих
индивидуализм, на массовое сознание людей.

Интересно
его психологическое исследование жизни французского писателя и историка Эрнеста
Ренана. Боголюбов дал психологически точную характеристику его взглядов, эволюции
личности, чтобы разобраться в причине популярности его книги «Жизнь Иисуса»,
смущавшей умы молодежи.

В
очерке о Хомякове отец Николай оставил для нас ценные мысли о роли семейного
воспитания, отмечая влияние семьи на воспитание будущего философа-славянофила. Здесь
же он дает советы, как жить человеку в минуты кризиса (внутренняя жизнь философа
была неспокойной, как у всякого высоконравственного интеллектуала).

А
в очерке о Гоголе священнослужитель делится размышлениями о поступке
писателя, повергшем современников в недоумение — сожжении второго тома
«Мертвых душ»: живописанию людской пошлости Гоголь предпочел отвлеченное трактование
жизни.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.