Христос посреди нас. Есть и будет!

19:39, 11 июня 2019

В редакцию нашей газеты позвонил мужчина. Представился Дмитрием и рассказал, что 28 мая в храме во имя Всемилостивейшего Спаса на Полтавке состоится крещение его хорошего знакомого вчерашнего протестанта, немца Герхарда. «Может вам это интересно, приезжайте», — предположил Дмитрий. Мы сказали, что да, интересно, и поехали.

Солнечный день. Сижу на скамеечке возле храма, жду начала — пришла за полчаса до богослужения. Вижу группу людей, которые фотографируются на фоне церкви. Среди них выделяется один мужчина. Думаю, наверное, это и есть Герхард, очень он на немца, в моем понимании, похож: высокий, подтянутый, аристократичный, в идеально отглаженной рубашке. Так и есть, это он. Знакомимся. Татьяна — жена Герхарда — представляет своего мужа (сам он по-русски не говорит) и рассказывает историю их семьи:

— Мы оба были молодые ученые, математики. Я работала в университете имени Лобачевского, он — в университете в Германии. По научной работе я была там на стажировке. 22 года назад поженились, и я переехала жить к мужу.

Все время, пока Татьяна рассказывает, Герхард внимательно прислушивается к словам жены. Он очень серьезен, видно, что волнуется перед предстоящим крещением.

— Это не крещение, это чин присоединения, — поправляет меня, отвечая на вопрос о том, как все будет происходить, иерей Павел Молоштан, клирик храма во имя Всемилостивейшего Спаса. — Этот чин предполагает присоединение к православию через миропомазание и совершается в том числе над протестантами, имеющими правильное крещение, но не миропомазанными.

Герхард от рождения был членом лютеранской церкви. Не сказать, что семья была сильно воцерковленная, но все основные обряды: крещение, конфирмация — соблюдались. В праздники обязательно ходили в церковь. Когда Герхард женился на Татьяне и стал вместе с ней приезжать в Россию, он всегда интересовался историей Русской Церкви.

— Этот интерес у мужа возник еще в 2005 году, когда мы посетили Валаам и Кижи, — рассказывает Татьяна. — Кроме того, в каждый наш приезд в Нижний Новгород мы обязательно приходили в этот храм. Он в какой-то степени наш, семейный. Семья мамы в войну жила неподалеку, и когда были бомбежки, они все сюда в убежище ходили спасаться. Как-то даже упала бомба рядом, но Божией милостью не взорвалась. Если бы она взорвалась, меня бы не было на этом свете.

В этом храме в 1994 году крестилась и сама Татьяна, будучи уже взрослым человеком, осознанно приняв это решение. Поэтому когда муж решил перейти в православие, было решено сделать это здесь, в Нижнем Новгороде, в храме Всемилостивейшего Спаса.

— Когда они пришли ко мне с этим пожеланием, — вспоминает отец Павел, — я провел для них экскурсию по храму. Они много спрашивали: и об истории храма, и о его сегодняшнем дне. Я рассказал о том, что здесь у нас служил священник Николай Боголюбов, у которого было три сына. Два из них стали известными математиками, академиками. Когда я стал говорить об этом, Герхард сразу заулыбался — он же тоже математик — и говорит: «Недаром мое сердце именно к этому храму потянулось».

Батюшка не только провел экскурсию по храму, он дал задание — перед чином присоединения внимательно изучить катехизис. Герхард очень серьезно подошел к этому:

— Сначала Татьяна пыталась мне переводить с русского на немецкий. Но это плохо получалось. Хорошо, что в интернете нашел на немецком языке. Все внимательно прочел.

— А что же все-таки заставило вас перей­ти в православие? — спрашиваю я Герхарда.

— Просто в последние годы я стал разочаровываться в протестантской церкви. Я не чувствовал, что церковь обо мне заботится. Я платил за церковь, но чувствовал себя не нужным никому. И что касается самого вероисповедания, у меня тоже возникали сомнения.

Видя мое удивление — что значит «платил за церковь», Татьяна рассказывает:

— В Германии при устройстве на работу каждому новому сотруднику дают заполнить анкету, где есть вопрос о религиозной принадлежности: атеист, католик, протестант. Oт ответа зависит, будет ли удерживаться у работника так называемый церковный налог или нет. Кстати, при выходе из общины Герхарду нужно было написать объяснение, почему он выходит, и только потом он получил документ об этом выходе.

Это было в конце 2017 года. Уже тогда Герхард понимал, что следующим его шагом будет переход в православие. Но ему нужна была пауза, чтобы подготовиться к переходу. И вот спустя полтора года он в присутствии родных и друзей отвечает на вопросы священника:

— Хощеши ли отречься от погрешений и неправости прежнего вероисповедания?

— Хочу.

— Хощеши ли приити в соединение веры православно-кафолическия?

— Хочу.

Один за другим священник задает вопросы о том, насколько осознанно стоящий перед ним человек пришел к православию, исповедает ли он основные догматы веры. Герхард читает по-немецки «Символ веры», молится, целует крест и Евангелие. Батюшка благословляет, произнося: «Христос посреди нас!» Герхард на ломаном русском языке отвечает: «Есть и будет!» И вот наступает самая торжественная минута — миропомазание. С этой минуты Герхард становится Георгием, именно так будут называть его братья и сестры по вере. Отец Павел в память об этом дне преподнес новому члену православной общины икону его небесного покровителя — святого великомученика Георгия Победоносца.

— Я чувствую новое вдохновение, — делится своими ощущениями Герхард-Георгий уже после богослужения. — Сейчас, через это крещение, я буду более осознанно относиться к религии, чтобы получить большую удовлетворенность в жизни. В Штутгарте, где я живу, есть православная церковь XIX века, ее строила великая княжна Ольга Николаевна Романова. Перед поездкой сюда я уже встречался со священником этой церкви. Теперь буду ее прихожанином.

Три чина присоединения к православию

Об особенностях принятия иноверцев и инославных в лоно Православной Церкви рассказывает помощник благочинного Автозаводского округа по миссионерскому служению иерей Михаил Макаров.

— В традиции нашей Церкви существуют три чина присоединения к православию. Первым, через таинство Покаяния, присоединяются члены тех Церквей, где сохранены апостольская традиция, священство, епископат, таинства. Этим чином мы присоединяем римо-католиков и армяно-григориан.

Второй чин распространяется на тех, кто принадлежал к церкви, где благодать Божия утрачена, где отсутствует священство. Речь идет в первую очередь о протестантах. Поэтому, когда мы говорим о присоединении вторым чином, речь идет о восполнении крещения. Мы признаем у них крещение — как крещение от мирян. То есть оно благодатно, оно сохраняется, но его необходимо восполнить таинством Миропомазания и обрядом воцерковления. Обязательной составляющей чина отречения является раскаяние в своих заблуждениях.

Наконец, третьим чином, через таинство Крещения, мы принимаем иноверцев — не христиан.

Что касается принятия в лоно нашей Церкви протестантов-лютеран, существует давняя традиция, которая восходит еще ко временам Российской империи. Часто немцы, многие из которых лютеране, подолгу жили в России и обращались к православию. Мы даже имеем прославленных во святых бывших лютеран, которые были присоединены, например, преподобномученица Елисавета Феодоровна. Выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича Романова, она добровольно, изучив православие, приняла его вторым чином. И потом была прославлена, приняв мученическую кончину, как святая.

Если человек захотел присоединиться к нашей Церкви, он действительно осознанно понимает истинность православия. Для прохождения чина присоединения ему нужно поговорить со священником.

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.