«И блажен раб, егоже обрящет бдяща»

22:37, 28 февраля 2019

Эту тему, при всей ее важности для каждого, как правило, стараются обходить при разговорах. От нее сознательно убегают, лишь только она проявится хотя бы вскользь, фразой: «Ну, если живы будем…» И лишь иногда обращаются к священнику с вопросом: «А как подготовить старого человека к смерти?»

Занятно, что когда интересуешься у вопрошающего, почему только «старого человека» нужно готовить к смерти, обычно поначалу недоумевают. Потом, за скрытым страхом, начинается словоблудие о том, что все «когда-то» умрем, но хотелось бы пожить, и стоит ли напрягаться раньше времени — «танцуй, пока молодой!»

Да, смерть вызывает страх, его еще называют — животный. От славянского слова «живот» — жизнь. Страх за жизнь (если перевести на русский язык), возникает при одном только упоминании смерти как таковой. Но это нормально. Вы спросите — почему? Да потому, что сама смерть в нашей жизни — явление противоестественное. Бог не сотворял смерти, и человеку свойственно ее бояться. Так откуда же она взялась?

Вот это очень важно понимать, особенно когда речь идет о том, как готовиться к смерти. И возраст человека в этом процессе играет второстепенную роль.

Определимся с настроем

Смерть вошла в нашу жизнь при вполне известных обстоятельствах, которые описываются на первых страницах Библии (Быт 3). Она стала последствием грехопадения наших прародителей, Адама и Евы. При всей неестественности смерти она была попущена Богом, потому что нельзя было допустить, чтобы «зло» стало бессмертным. Зло — это человеческое самочиние, основанное на недоверии к Творцу и усугубленное предательством Его заповеди.

Человек нагловатый обязательно усомнится в справедливости соотношения преступления и наказания. Но дело в том, что не Бог наказал человека, хотя, может быть, и надо бы. Бог не стал препятствовать проявлению злой человеческой воли, причинно-следственной связи между грехом и смертью. Ибо и предупреждал людей об этом (Быт 3:2). Смерть стала необходимостью для ограничения во времени существования испорченной, искаженной грехом природы человека. Более того, Бог пообещал утратившим первобытное, райское состояние людям, что придет время, и спасение от этого станет возможным (Быт 3:15).

К слову, когда пришел Спаситель, Господь Иисус Христос, и Ему предстояло пройти через смерть, Он Свое человеческое нежелание, пусть даже краткое, умирать, послушно подчинил Божественной воле: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39).

Итак, мы видим прямую связь возникновения смерти с проявлением человеческой греховности, и в христианском понимании смерть — это явление духовной природы.

Единственный податель жизни — Бог. Он Сама Жизнь. Смерть — это отдаленность от жизни, а значит от Бога. К сожалению, многие этого не осознают и, думая, что живут, по сути являются мертвецами. И наоборот, даже находясь во гробе, своей подлинной жизнью освящают жизнь многих. Достаточно упомянуть имена хотя бы двух-трех святых, чтобы было понятно, о чем идет речь: святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский, преподобный Серафим Саровский…

Возвращаясь к началу нашего разговора о том, как приготовиться к исходу, мы понимаем, что без осмысления своей жизни, насколько она была правильна или же прошла в заблуждении, человеку не подойти к началу покаяния. А покаяние — это тот единственный ключик, который отверзает врата Царства Небесного (Мф 4:17).

Заранее побеспокоимся

Во время богослужения христианам, присутствующим в храме, слышно, как Церковь молится о них, прося у Бога «христианской кончины, непостыдной, мирной и доброго ответа на Страшном Суде». Что же это такое — христианская кончина? Это должна быть, насколько возможно (об этом-то и заботится человек заранее), кончина с напутствием святыми таинствами.

Мы помним, что их, основных, в Церкви  семь. Крещение и Миропомазание преподаны однажды, и более к ним не обращаются. Таинства Священства и Брака так же единовременны, для кого были возможны. Остаются три — они и должны быть особым объектом внимания. Покаяние, Елеосвящение и Причастие — в этих таинствах Господь поможет человеку приготовиться к исходу должным образом. Побороть страх, облегчить телесные и душевные страдания, оживотворить бренное тело Своим Телом и Кровию, «возвращая в нетление, благодатью Своего Воскресения уничтожая смерть, последствие греха, — по слову Афанасия Великого, — как солому огнем». Вот что может дать Господь человеку в самый главный час его завершающейся земной жизни. И печально, когда вспоминают об этом, приглашая священника к страждущему, когда тот не то что осмыслить, а слова сказать не в состоянии. На вопрос, почему раньше не побеспокоились, когда человек был в разуме, слышишь: «Не хотели пугать (папу, маму), батюшка». Еще более неразумными выглядят те, кто на предложение пригласить к ним священника обижаются: «Вы что, меня уже хороните?!»

Безусловно, в каждом конкретном случае нужна особая деликатность в подготовке к исходу. Вот и стоит об этом заранее беспокоиться, с любовью ухаживая за немощным, больным человеком. Напоминать о том, что жизнь на земле — это краткое пребывание в иллюзорном мире, называемом нами жизнью. А настоящая жизнь — Сама Жизнь — ожидает нас, и мы могли бы ее унаследовать, если бы захотели (Мф 11:28).

Мы говорили здесь о трех таинствах, действуя в которых Господь благодатью Своею оживотворяет человека. Но без покаяния, без того, что должно произойти с человеком — изменением внутренней и внешней его жизни, заключающимся в решительном отвержении греха и стремлении проводить ее в согласии со всесвятой волей Бога, невозможно войти в Царствие Божие. Кто-то спросит: а возможно ли успеть, когда жизнь на исходе? Ну, вот так случилось! А спросите, много ли времени было у благоразумного разбойника, распинаемого вместе со Христом? И получите ответ (Лк 23:43). Даже у тех, кто прожил жизнь некрещеным, но, раскаявшись, перед смертью пожелал принять крещение (в этом случае близким необходимо потрудиться, чтобы доставить священника к умирающему, пока он в сознании), появляется равная возможность спасения души (Мф 20:14).

К счастью, когда время истекло, а родственники или близкие вызывают священника: «Батюшка, сделайте что-нибудь», спохватившись и вспомнив про Церковь, у нас остается упование на Господа нашего Иисуса Христа. И мы, зная, что ушедший в мир иной не смог в силу различных субъективных и объективных обстоятельств должным образом приготовить себя к смерти, можем в молитве — личной и совместной (на литургии) просить Бога о милости. И самим помнить, не повторяя ошибок неразумных, безрассудно живущих, что смерть — это не конец всему, а рубеж, перейдя который мы продолжаем свой путь в вечности. А вот куда: к Свету (Ин 8:12) или «во тьму кромешную» (Мф 8:12) — вопрос для нас остается открытым.

Подготовил Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.