Игумения Сергия (Конкова): «Бог мне дал большую семью»

20:27, 16 июня 2021

26 мая настоятельнице Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой) исполнилось 75 лет. Матушка Сергия выросла в верующей семье. Ее детство и юность прошли в поселке Семхоз Сергиево-Посадского района, вблизи от Троице-Сергиевой лавры, где вместе с родителями она молилась, где встретила своего духовного отца. После окончания Московского медицинского стоматологического института работала заведующей хирургическим отделением стоматологической поликлиники в городе Александрове. В 1981 году поступила в Рижский Свято-Троицкий Сергиев монастырь и через три года была пострижена в мантию с именем Сергия в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1991 году решением Священного Синода благочинная Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря монахиня Сергия (Конкова) была назначена на должность настоятельницы возрождающейся Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители.

— Матушка Сергия, оглядываясь с высоты прожитых лет на свою жизнь, чем вы объясняете выбор именно монашеского пути?

— Монашество — это избрание, и оно началось с благословения моего духовника архимандрита Троице-Сергиевой лавры Серафима (Шинкарева). После того как я окончила институт, мы пришли к нему с мамой, и она, желая определенности в моем будущем, попросила совета: «Может, замуж ее выдать за священника?» Батюшка ответил: «Она будет монахиней», — хотя до этого у нас с ним никогда не было разговора о монашестве. Мама возразила: «Это очень одиноко». А отец Серафим обвел келью рукой и, указывая на иконы, сказал: «Разве с такими собеседниками может быть скучно?!»

По его благословению я попала в Рижскую пустынь. В то время там служил известный старец архимандрит Таврион (Батозский). Мой духовник знал его и попросил передать список своих родственников, чтобы тот помолился за них. Рижская пустынь произвела на меня впечатление своей уединенностью, молитвенностью, особым пением «по-пустынному». На монастырском некрополе я плакала о том, что теперь, с высшим образованием, мне никогда не попасть в монастырь. А вернувшись в храм, услышала проповедь отца Тавриона, в которой были такие слова: «Кто положил на сердце работать Господу, да не отступит от этой мысли, и в оное время Бог совершит это». Было такое чувство, что через его проповедь Сам Господь меня утешил. Отец Таврион благословил меня иконой Божией Матери «Знамение» иерусалимского письма. Точно такую же икону через несколько лет мне дала игумения Магдалина во время моего иноческого пострига.

— Пригодился ли вам приобретенный вами профессиональный опыт в управлении таким огромным духовным организмом, как Дивеевская обитель?

— Слово «игумен» по-гречески означает «предводитель» — тот, кто идет впереди и, соответственно, является главным. Конечно, некоторый административный, организационный опыт я получила, работая заведующей отделением в поликлинике. Хотя здесь, в Дивееве, управление всей обителью воистину совершает Сама Пресвятая Богородица. Не могу похвалиться, что я что-то в монастыре сама сделала. Сознаю свое недостоинство и свою немощь. Преподобный Серафим говорил о себе, что он здесь камешка по собственной воле не положил. И когда задуманное не получается, то понимаешь: значит, нет воли Божией. А если Матери Божией угодно твое начинание, оно исполнится. Поэтому мы в Дивееве — лишь простые послушницы, «солдаты», «служки» Царицы Небесной.

— Как организовать свою жизнь, чтобы главное место в ней занимала молитва, чтобы хватало физических сил на монашеское правило?

— Как сказано в Священном Писании, «помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю» (Пс 120:2). И воистину это так. Силы я черпаю так же, как и сестры, в молитвенном обращении к Богу, к Пресвятой Богородице. Молитва — самое главное в жизни монашествующих, а тем более — игумении. Если монах не будет молиться, то он не сможет ничего сделать.

В нашем монастыре день расписан у каждой сестры, в том числе и у игумении, я тоже живу уставной жизнью. Когда в определенные дни у нас не служится полунощница, то, как и сестры, я читаю ее келейно. А обычно вместе со всеми в 5:30 утра иду на утреннее правило, затем на литургию. В 11:00 у нас совместная трапеза.

Стараюсь ходить на молитвенное правило для инокинь и монахинь, которое совершается за час до начала вечерней службы. На этом правиле читаются малое повечерие и каноны. В 17:00 начинается вечернее богослужение. Затем — ужин, и идем по Богородичной Канавке. После вечернего правила возвращаюсь в келью около 22:30–23:00. И так каждый день.

Когда человек живет уставной жизнью, то есть согласно уставу, не уклоняясь, Гос­подь дает силы. Как только сделаешь сбой, уклонишься от устава, становится тяжело. Конечно, когда я нахожусь в поездках, привычный график немного сбивается, но, пребывая в Дивееве, стараюсь всегда быть на сестринском правиле.

Мы всегда можем придумать себе уйму работы, лишь бы не молиться. Но если не помолишься, то это означает, что мы лишь своими силами думаем устроить дело, а ведь устрояется оно только в том случае, если мы все свои силы, все свое время отдаем Богу.

— Чем живет монастырь сегодня? Чему должны научиться сестры, оказавшись на этом пути к Небу?

— Самое главное в жизни монашеской — это отсечение своей воли. Если человек не настроен отсекать свое «я»,  ему будет трудно везде, на какое бы послушание его ни поставили, даже на самое любимое. Не будет отсечения свое­волия — не будет монашества. Вся наша жизнь состоит в искании воли Божией. А она подается через старших. Что нам благословляется, то мы должны делать и стремиться к исполнению заповеди о любви к Богу и к ближним, к непрестанной молитве и благодарению.

Преуспеть в духовной жизни можно, если ничего не требовать от других, а требовать только от себя. Монах должен уметь слушать и слушаться. Каждому из нас нужно стремиться стяжать дух мирен. А если нам это не удается, то почему у нас претензии к другим?

К каждому из нас справа приставлен Ангел Хранитель, а слева — ангел сатанин, который научает различным капризам, недовольству, унынию и так далее. К примеру, сподвигает возмутиться, негодовать. Если мы все упование возлагаем на Бога и призываем Его, то можем победить эту страсть или грех. Но не своими силами, а силой Божией. «Бей ратников силой Иисусовой, ибо нет сильнее оружия ни на небе, ни на земле», — говорит преподобный Иоанн Лествичник. Поэтому если человек работает над своей душой, духовно внимателен к себе, не ищет причин в других, то, как правило, все у него получается.

— Мир сильно меняется в последнее время. Современное монашество отличается от того, что было в прош­лом?

— Рижская игумения Магдалина нам говорила: «Если бы я использовала методы, которые применяла моя духовная мать игумения Тавифа, то из вас никто бы не выдержал». Матушка Тавифа отличалась строгостью: могла не поздравить сестру с Днем Ангела, сделать выговор. В наше время, наоборот, приходящие в монастырь нуждаются в бережном отношении. Да и батюшка Серафим говорил, что ласково надо обращаться с насельниками. Это как с больным ребенком, его же не шлепают, а берут на руки, успокаивают. И в Священном Писании сказано: «Носите бремена друг друга» (Гал 6:2).

То есть мы должны с терпением относиться друг к другу, и тогда исполним закон Христов. Но и потакания страстям быть не должно. А опыт приходит с жизнью по уставу, в управлении обителью в том числе. Если мы не придумываем себе какого-то особого статуса, а предаемся воле Божией, то создается правильная жизнь: уже не ты управляешь, а Господь.

Оглядываясь на собственную жизнь, могу сказать, что все мои детские мечты Господь исполнил сполна. Я говорила, к примеру, родителям: «Почему нас в семье только четверо? Как неинтересно! Вон, у некоторых по 6–8 детей!» И теперь у меня семья не четыре человека, а в сто раз больше, сегодня уже более пятисот сестер в Дивееве. И когда мне бывает порой тяжело, я напоминаю себе: «Ты ведь хотела большую семью?!»

— Ваш духовник говорил, что в монастыре не может быть скучно. Вы подтверждаете его слова?

— Небесная и земная канцелярии тесно связаны. Важно только нащупать эту Божественную, Промыслительную нить, которая тебя ведет. И помнить, что не мы избрали Бога, а Он нас избрал. А с Богом и со святыми разве может быть скучно?!

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.