Из глубин веков

15:55, 9 апреля 2020

«Царь и великий князь Иван Васильевич Всеа Русии. По сеи грамоте пожаловал в Нижнем Новегороде Печерскаго архимандрита Тихона з братею или хто по нём иныи архимандрит будет дал им мои лготы вперед на пят лет от лета 7050-го осмяго генваря до лета 7055 третья гогенваря ж…» Читаешь, и будто оживает седая старина… Да, сам Иван Грозный присылал свои грамоты в Нижегородский Печерский монастырь. Как видим, и совсем не грозные среди них были. Грамота эта — одна из тех, что недавно в оцифрованном виде была передана в обитель из Центрального архива Нижегородской области.

Патриаршая канцелярия

— Это великая милость Божия, что сохранился архив нашей древней обители, — говорит теперешний настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин). Заметьте, тезка того архимандрита, которому Иоанн Васильевич льготы определил. — Пятьсот с лишним документов, не шутка!

Не шутка. А поместились они на одном диске. Технический прогресс! Это раньше в Печерской обители грамоты занимали много места. Кстати, не только собственные. До 1672 года на нижегородской земле не было своего архиерея. Принадлежала она Патриарху, а до установления на Руси патриаршества — московским митрополитам. И называлась не Нижегородской епархией, а Патриаршей областью. Благовещенский монастырь был патриаршим монастырем, а Печерский — канцелярией. Поэтому все бумаги из Москвы приходили в обитель и уже отсюда рассылались по приходам и монастырям Нижегородчины.

Только когда Патриарха Никона лишили сана и сослали в монастырь, была создана кафедра и появился здесь свой архипастырь.

Судьба архива

После революции и закрытия монастыря грамоты Печерской обители хранились в Горьком, в Государственном архиве. Но часть их еще в середине XIX века оказалась в Москве.

Архиепископ Нижегородский Иаков (Вечерков) (кстати, большой любитель старины) однажды обнаружил в Печерской обители, в одном из подвалов, целых сто «столбцов» этих грамот. Хранились они, надо сказать, в ненадлежащих условиях, и, чтобы спасти древние документы, владыка создал комиссию.

Туда вошли известные личности. Например, иеромонах Макарий (Миролюбов) — будущий нижегородский епископ и писатель Павел Иванович Мельников-Печерский. Тогда произвели разбор и перевод старинных грамот, и материалы были опубликованы в «Нижегородских губернских ведомостях». Потом эту часть монастырского архива архиепископ Иаков передал в Санкт-Петербургскую архивную комиссию.

— Еще пять лет назад они передали нам в оцифрованном виде все эти 100 грамот, — рассказывает архимандрит Тихон (Затёкин), — и сейчас мы у себя имеем, наверное, 97 процентов архива нашего монастыря. Остальные несколько процентов — грамоты, хранящиеся в Москве, в архиве древних актов. Туда мы тоже писали, надеемся получить в оцифрованном виде и эти документы. Но основная часть архива нашей обители — это то, что нам передали сейчас.

Грамоты, кстати, тоже могли покинуть пределы Нижегородской области. В советское время правительство издало распоряжение, согласно которому все древние акты необходимо было передать в Москву. Практически все архивы страны взяли под козырек. А вот Горьковский областной, непонятно по какой причине, не выполнил распоряжение. Не передал, и все.

Со времен Василия Темного

Грамоты. По ним можно писать историю обители, здесь вся жизнь монастыря. Причем, самые древние относятся ко времени великого князя Василия Темного, XV век.

Есть документы, касающиеся строительства монастырских храмов. Например, надвратной церкви в честь святого Евфимия Суздальского. Святейший Патриарх Иосиф благословил это строительство. Свидетельство — грамота XVII века.

Или другой документ. Послание Патриарха Никона настоятелю монастыря архимандриту Рафаилу, где предстоятель разрешает поставление престола в Вознесенском соборе и перестройку пола в соборной церкви.

Патриарх пишет: «…в монастыре де у них в Соборной церкве Вознесения Господня престол порушился, и на престоле цка розкололась, и вервица порвалась. И ныне он, архимандрит, в тои церкви служить не смеет, и нам бы их пожаловать, велетиб им тот престол поновить и в олтаре и в церкве пол дубом наслать и освятить». И дата есть — 17 февраля 1653 года.

Распоряжения властей, указы государей… Много в оцифрованном архиве грамот, касающихся военных действий. Допустим, говорится о том, что Печерский монастырь обязан предоставить на войну столько-то всадников из монастырских крестьян. А это значит, должен дать полное обмундирование, коня и запас сухарей на два месяца.

Нужно сказать, что монастырь имел к XVII веку огромные землевладения. Помещики часто перед смертью на помин своей души оставляли земли с крестьянами. У обители было больше 10 тысяч гектаров земли, богатейшие места рыбной ловли, заливные луга и вековые леса. При Екатерине II, как мы знаем, произошла секуляризация.

В архиве, переданном Печерскому монастырю, мы видим не только послания патриархов, московских царей и прочие очень серьезные документы. Есть грамоты, где отражена бытовая, хозяйственная деятельность обители: покупки, разъезды, поездки архимандритов в Москву. Есть даже тексты, в которых расписаны монастырские кушанья.

— Мы с вами можем отмахнуть 400 лет назад и посмотреть, что происходило в конкретный день в обители. Например, узнаем, что монахи такого-то числа такого-то года ели уху из судака и гречневую кашу. Или другая грамота интересная — роспись подаяний на Пасху. Подарков значит. Воеводе нижегородскому выдать барана, подьячему — корзину яиц. И таких человек тридцать в списке.

Пусть увидят нижегородцы

Сейчас эти документы доступны узкому кругу специалистов, но скоро с ними смогут познакомиться все желающие.

— Это бесценный материал, — говорит архимандрит Тихон. — Помимо того, что мы можем использовать грамоты как иллюстративный материал в изданиях Нижегородской епархии, можно показывать их в музее ее истории. Здесь, кстати, сейчас идет реконструкция, после нее в экспозиции будут представлены и муляжи-копии этих грамот. Еще мы планируем переиздать «Акты Печерского монастыря», которые в конце XIX века частично были изданы знаменитым историком Андреем Титовым. Благодаря ему тогда увидели свет «Акты Печерского монастыря» и «Вкладная книга», то есть сведения о вкладах, которые сделали в разное время благотворители обители. Мы хотим издать еще и то, что не вошло в «Акты» Титова, в том числе материалы, которые нам передали в оцифрованном виде.

Царские лошади в опале

Среди документов, переданных Центральным архивом Нижегородской области Вознесенскому Печерскому монастырю, — грамоты XVII века от царя Алексея Михайловича. Это небольшие «памяти» (записки) настоятелю монастыря или келарю о присылке в Нижний Новгород «опальных» государевых лошадей.

— В указах имеются описания лошадей, сосланных по той или иной причине в Печерскую обитель, — рассказывает архимандрит Тихон. — Например, «лошадь солова», «мерин темно серый». Лошадей вели под узды приставленные для этого провожатые — «пристава». Настоятель Печерского монастыря был обязан «принять и  кормить до Государева указу а з голоду не уморить» присланную за какую-то провинность царскую лошадь. Допустим, косо посмотрела она на царя, или копытом в лужу, а грязь — на кафтан царский. Вот и разгневался самодержец. По истечении времени, которое устанавливал сам великий государь, в обитель приходил указ, в котором значилось незамедлительно прислать к царскому двору «опальную» лошадь «для Государева дела тот час». После получения распоряжения настоятель сразу же препровождал «опальных лошадей» в губную избу, то есть административное учреждение, откуда их, так же ведя под узды, сопровождали до самой Москвы.

Вот текст одной из таких «памятей»: «Лета 1652 го нояб­ря в 18 день, по Государеву цареву и Великого князя Алексея Михайловича всеа Русии Указу Печерскаго монастыря Строителю старцу Герману з братьею послана к вам в монастырь Государева опалная лошадь на корм з губным приставом з Гурком Корытновым и вам бы ту лошадь отдать губному приставу Федьке Божеченинову. Микитка Омачкин».

Так что опальными могли стать не только князья да бояре. При дворе всем надо держать ухо востро.

Прикоснуться к истории, погрузиться в ее глубины доступно сейчас практически каждому, было бы желание. Для самых ленивых — интернет. А тому, кто хочет действительно отмахнуть 400 лет назад и почувствовать, что в его жилах течет кровь предков, стоит прийти в древний монастырь на берегу Волги. Основанный еще до Куликовской битвы, поруганный в революцию и возрожденный четверть века назад, наверное, каждого он погружает в атмосферу Древней Руси. Благодаря величественным храмам, колокольным звонам… И старинным грамотам, которые скоро можно будет увидеть в расположенном здесь музее.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.