К поруганным церквям на покаянье

11:24, 30 сентября 2019

И снова в дорогу. Группа прихожан нижегородских храмов во главе с Ириной Беспаловой 15 сентября побывала в деревне Лапшиха, селах Лубянцы и Ишино. Как всегда, неравнодушные верующие посещают поруганные храмы в глубинке, чтобы по мере возможности навести там порядок, помолиться, а главное, вдохновить местных жителей на восстановление церквей.

Батюшка встретился с дочерью

Первым местом, куда прибыли миссионеры,
была Лапшиха. На месте, где когда-то стояла часовня, заросли травы да кусты. Пока
вкапывали столбы для стенда с информацией о сельской святыне, выгружали православную
литературу для раздачи, потихоньку стали собираться местные жительницы. Становлюсь
невольной свидетельницей разговора между двумя женщинами.

— Храм бы нам, — замечает одна.

— Нет, не надо. А зачем? У нас в Курилове
был приход. Там делать хотели. А нам зачем, когда на старом месте можно сделать? — возражает ее собеседница.

— Да и народу-то нет, — вторит ее соседка.

— Разве плохо, когда храм в деревне? Может,
Господь и приведет молодежь в церковь.

В Лапшихе сегодня, как и во многих других
деревнях, коренных жителей осталось не так много. Старожилы вспоминают, что когда-то
здесь была даже не одна, а две часовни. Еще в советское время с Владимирской иконой
выходили из Лапшихи и шли до Оранок крестным ходом.

— Мы, когда маленькими были, сидим у околицы,
у часовни, а тут идут. Нам лепешечки подадут, а мы и рады-радехоньки. Или сахару
кружок, —
поделилась воспоминаниями одна из местных жительниц. — Я, помню, и сама два раза с матерью
ходила.

В XIX веке Лапшиха была собственностью княгини
Марии Петровны Трубецкой. Небесным покровителем своего рода Трубецкие считали святителя
Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца, в честь него был освящен
и домовый храм в поместье. В 1908 году отстроили часовню в честь святителя, она
относилась уже к Покровскому храму в Курилове.

Поскольку в Лапшихе было больше 600 жителей,
открыли церковно-приходскую школу. Здесь преподавала Зинаида Яковлева — дочь протоиерея
Евгения Яковлева, причисленного к лику священномучеников. Отец Евгений был уроженцем
села Тепло-Троицкое Дальнеконстантиновского района, где в наши дни местные жители
возрождают Троицкий храм. Туда нижегородская миссионерская группа приезжала в прошлом
месяце. Жители Лапшихи получили возможность приложиться к образу новомученика —
его привезла староста Троицкого храма Нина Смирнова и ее помощники.

Была у Нины Васильевны еще одна цель — узнать,
где похоронена в Лапшихе Зинаида Евгеньевна, но, к сожалению, получить необходимые
сведения пока не удалось. Все присутствующие смогли увидеть копию семейной фотографии
отца Евгения, где есть и Зинаида. Так произошла символическая встреча отца и дочери.

На месте,
где раньше стояла часовня в честь святителя Петра, помощник благочинного Дальнеконстантиновского
округа по миссионерскому служению иерей Антоний Требухин совершил молебен.

Жители Лапшихи тепло попрощались с миссионерами.
И уже не сомневались: все-таки хорошо, когда в деревне есть храм. Или часовня.

И крест нашелся, и иконы

«Счастливы те люди, которые пока имеют возможность
поучаствовать в восстановлении храмов Божиих, ведь за строителей и попечителей Святая
Церковь каждый день за богослужением возносит молитвы Богу», — процитировала Ирина Алексеевна слова
батюшки Серафима Саровского, когда мы ехали в автобусе.

Она рассказала, что Лубянцы, куда держали
путь миссионеры, когда-то славились своими мастерами, которые мастерили различные
изделия из древесной коры, в основном из липы.

Деревянная церковь в честь Николая Чудотворца
сегодня имеет неприглядный вид. Ее использовали под гараж-мастерскую, еще раньше
уничтожив все, что напоминало о том, что здесь когда-то был дом Божий.

— Красивый был храм, мы в детстве все время
рядом бегали. Мне было восемь лет, когда кресты начали снимать в 1939 году, — вспоминает местная жительница Антонина
Сергеевна. —
Потом был зерновой склад.

Сельчане с интересом рассматривали привезенный
миссионерами стенд. Он рассказывает не только об истории Никольского храма, но и
о людях, служивших в нем. Многие раньше знали, что здесь была церковь, а теперь
хотят, чтобы он возродился.

Начало
было положено: Ирина Беспалова передала жителям две дореволюцион­ные иконы из местного
храма: Божией Матери «Казанскую» и преподобного Серафима Саровского. После молебна
верующие прошли вокруг церкви крестным ходом.

А еще к церкви был принесен большой деревянный
крест с памятной табличкой, где говорится, что в селе была церковь, а рядом с ней
— сельский погост. Вместе с подарками духовными миссионеры оставили жителям Лубянцов
и вещь вполне прозаическую — хозяйственные перчатки — символ того, что восстановление
церкви теперь в руках жителей.

Как заметила Ирина Алексеевна, находясь
у поруганного храма, вспоминая о событиях, которые привели к его разрушению, о людях,
погибших за веру, как ни в каком другом месте человек осознает собственное несовершенство
и встает на путь покаяния.

— Недействующие храмы дают возможность верующему
человеку послужить Господу, ведь мы всегда помним слова Священного Писания о том,
что вера без дел мертва (Иак 2:26), — заключила она.

Двое святых в
разрушенном храме

Молебен в недействующем храме села Ишино
проходил под звуки дождя. Капли падали сквозь огромные щели в крыше прямо на
каменный пол. В центральной части Воскресенского храма еще лежат доски — остатки
строительных материалов, которые здесь хранили. Нижегородские миссионеры планируют
следить за судьбой ишинского храма.

Сельская церковь в честь Обновления храма
Воскресения Христова в Иерусалиме была построена в камне во второй половине XIX
века на месте старой деревянной. Особое усердие при строительстве проявили мастер
Меркурий Логинов и церковный староста Карп Федоров. Кроме главного престола, здесь
был еще придел в честь Архангела Михаила. Приход объединял 800 верующих. При церкви
была открыта богадельня. В начале 1930‑х годов церковь закрыли, колокольню разрушили.

Все это можно прочитать на информационном
стенде, который нижегородские миссионеры привезли в Ишино в октябре прошлого
года. На этот раз они совершили в храме уборку, а рядом со зданием — там,
где раньше находилось кладбище, — установили большой поклонный крест. На ворота
храма был повешен замок.

Интересно, что когда верующие осматривали
церковь, в алтарной части были обнаружены два уцелевших изображения святых.
Иконописные образы выполнены на досках практически в полный рост. Миссионеры передали
ключ от храма на хранение внучке протоиерея Василия Виноградова, служившего здесь
с 1895 по 1918 год. Он был репрессирован, пережил лагеря. Лидия Корытина до
сих пор хранит старые фотографии своих предков и храма в Ишине.

 — Мы привезли сюда аналой и панихидный
стол, которые приобретены на деньги, пожертвованные прихожанами Благовещенского
монастыря, — говорит Ирина Алексеевна. — Нашлись и те, кто захотел пожертвовать
средства на то, чтобы вставить окно в алтарь. Мы также закажем завесу для царских
врат. Очень хочется, чтобы мечта пожилых жителей Ишина о том, чтобы они могли молиться
в храме, исполнилась.

Руководитель группы миссионеров поделилась
также историей, которую ей рассказала Лидия Алексеевна Корытина, внучка священника.
Один из местных жителей разводит голубей. Когда наступает церковный праздник, птицы
начинают кружить над храмом. Разве это не чудо?

Текст и фото: Дарья Петрова

При цитировании ссылка
(гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.