К вершинам музыкальной классики

14:41, 26 ноября 2020
Нижегородскому театру оперы и балета — 85 лет

24 октября 1935 года на сцене только что открытого Горьковского театра оперы и балета состоялась премьера оперы Бородина «Князь Игорь».

Этой осенью, впервые в истории, театру пришлось отмечать юбилей без зрителей. Но, несмотря на все сложности, праздничный концерт состоялся. Оперная и балетная труппы записывали его несколько дней подряд, чтобы все почитатели смогли увидеть его в интернете.

В русле традиций

Оперный театр постоянно подтверждает свое почетное звание «академический». Здесь сохраняют установку на классический репертуар, который составляет более половины всех спектаклей. Труппа, как и прежде, осваивает вершины мировой классики, создавая яркие образы легендарных оперных и балетных постановок.

За последнее десятилетие творческий коллектив театра поставил несколько монументальных музыкальных полотен, таких как оперы «Иван Сусанин» Глинки, «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Черевички» и «Чародейка» Чайковского», «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Русалка» Даргомыжского, «Отелло» и «Аида» Верди, балеты «Лебединое озеро» Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Спартак» Хачатуряна, «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса…

Сегодня некогда громкие оперные и балетные спектакли, украшавшие нижегородскую сцену много лет назад, получают новую жизнь. Только легендарное «Лебединое озеро» было поставлено восемь раз! Четыре года назад вернулся балет «Спартак»: он шел на нижегородской сцене около 10 лет, но со временем устарел технически: износились декорации и костюмы. Благодаря совместной работе художников, декораторов, артистов режиссер Отар Дадишкилиани вернул на нашу сцену этот яркий, драматичный и по-настоящему мужской балет. Для артистов были изготовлены почти как настоящие мечи. Зрители услышали звон металла, увидели трюковые моменты.

Театр действительно привержен академическим традициям, но это не мешает ему идти в ногу со временем. Те, кто следит за афишей, отмечают в репертуаре современные пьесы, видеопроекции и другие современные технологии в новых спектаклях.

— У нас есть постановки, которые полностью идут на проекции, например весенние премьеры 80‑го сезона: «Так поступают все, или Школа влюбленных» и военный спектакль-концерт «Старая фотография», — рассказывает руководитель литературно-драматургической части Елена Третьякова. — Либо, как премьеры 85‑го сезона, — балеты «Корсар» и «Безымянная звезда» — с элементами проекционных декораций. Проекция решает многие художественные задачи, и порой без этого не обойтись, ведь театр должен развиваться. Но современные техно­логии не отменяют оформ­ле­ния сцены, кулис, бу­та­фо­рии — это никуда не уходит.

Просвещать и просветлять

Большое внимание в Нижегородском театре оперы и балета уделяется работе со зрителем, просветительской и воспитательной деятельности. Для этого разработаны программы абонементов и концертов.

— Давно существует абонементная программа, реализуемая совместно с вузами города, — рассказывает Елена Третьякова. — Студенты — благодарная, мыслящая публика. С 81‑го сезона у нас был абонемент «И музыка, и слово» для учеников шестых-восьмых классов Советского района. Мы увидели, что школьникам это интересно.

Долгие годы дружбы и интересные проекты связывают театр с Нижегородской епархией. Традиционно 7 января в Нижегородском театре оперы и балета открывается праздничным концертом фестиваль искусств «Рождественские дни православной культуры». В фойе театра организуются выставки картин православных художников и выставки рисунков.

Неоднократно на оперной сцене Нижнего проходили концерты, посвященные празднику памяти святых жен-мироносиц, в которых участвовали и артисты театра. С 2016 года в дни Великого поста театр ставит ораторию «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). Первое ее исполнение в нашем городе состоялось в декабре 2012 года, когда на премьеру приез­жал сам автор. Композитор передал многовековой дух древнерусского церковного пения, молитвенное сопереживание, а артисты и музыканты с такой внутренней отдачей исполнили музыку, что зрители в финале аплодировали стоя. В 2019 году оратория исполнялась также в Сарове, Дзержинске и Арзамасе, в марте 2020 года — в Выксе. И везде артистов благодарили стоя.

В 2016 году епархиальный отдел культуры и оперный театр реализовали совместный просветительский проект «Православная икона». В фойе театра был установлен стенд «Знакомство с православными святынями», а на нем — особо чтимые иконы Пресвятой Богородицы с историческими комментариями. В рамках этого проекта оперный театр предложил для Нижегородской епархии льготный абонемент, который включал четыре теат­ральные постановки.

С конца марта зрительный зал театра пустует, но творческая жизнь в его стенах кипит. Идут репетиции, шьются костюмы, создается реквизит, снимаются видеоролики, которые набирают миллионы просмотров в интернете. Артисты разучивают новые партии и готовят новый репертуар в надежде на скорую встречу с любимым зрителем.

По сей день театр держит очень высокий уровень, который был задан изначально. Возможно, закрытость и провинциальность нашего города — в хорошем смысле — позволила сохранить бережное отношение к произведениям искусства в лучших классических театральных традициях.

Марина Дружкова
Фото из архива Нижегородского театра оперы и балета

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.