Кинодозор

18:57, 27 августа 2004
«Ночной дозор» — ответ советских детей Гарри Поттеру

Москва и Голливуд

Отечественный кинематограф по коммерческим сборам разбил, наконец-таки, кинооккупантов. Впрочем, какой ценой?! Первенец, кажется если и не мертворожденный то, по крайней мере, на здоровое дитя точно не похож. Сравните «Ночной дозор» с «Властелином колец» или с «Человек Паук-2» многое станет ясно. Отечественный продукт поражает упадничеством. Главный герой, на которого хотелось бы быть похожим, или вовсе отсутствует или не представляет добро. Мы часто ругаем Голливуд, но если поставить рядом господина пьяного Городецкого («Ночной дозор») и Питера Паркера («Человек Паук-2»), то сравнения будут не в пользу нашего кино.

Ощущения и вера

Что касается сознания верующего человека, то могу высказать только личные ощущения. У меня сразу возник образ страданий праведного Иова, на которого сатана напускал беды, только согласовав все заранее с Богом.

Почему одним везет в жизни, а за другими идет беда, почему у одних широкая душа и теплая улыбка, а другие еле сдерживают себя от преступления – возникает вопрос, промежуток ничем не заполненного пространства между принятием фатализма или действия Промысла Божия и между свободой личного выбора каждого человека. Ведь в конечном итоге в Ветхом Завете единственный Богоизбранный народ получил имя Израиль, что переводится как «богоборец». Новозаветный Израиль — это христиане, которые просят Бога: «и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.» Т. е.: вводить нас в искушения позволяет Бог, однако и избавить от дьявола может только Он. Божественная педагогика такова, что не было бы счастья, да несчастье помогло – и это один из важнейших принципов жизни.

Искушения от Бога в «Ночном дозоре» более похожи на «Вредные советы» Г. Остера.

Нам не дано понять, для чего происходит все именно так, как происходит, но мы знаем, что остаться человеком совести в этой жизни -единственный шанс стать другом Божиим, стать по настоящему иным.

Время и деньги

У каждого поколения своя ностальгия — всему свое время Сейчас время грустить по восьмидесятым.

Современное увлечение восьмидесятыми в фильме «Ночной дозор» проявилось как-то очень по-детски, даже, можно сказать, по-советски. По всему чувствовалось, что фильм делали бывшие пионеры. Вся мистика фильма раскладывается на детские страшилки («Маленький мальчик нашел пулемет…»), на трактовку детства и юности антихриста в фильме «The Omen» 1976 года и книгу «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» Эдуарда Успенского, в который на гребне последнего десятилетия господства пионерской организации автор вывел на бумаге мистические страхи советских детей. Впрочем, попытка использовать массовое подсознательное, детское и забытое для создания культового кино, кажется, не удалась.

Ничего общего с реальным религиозным мистицизмом фильм не имеет. Даже главная тема фильма – противопоставление Света и Тьмы — всего лишь борьба двух спецслужб. И тут опять же вспоминаются 80-е и фраза Рональда Рейгана, сказанная в адрес СССР и ставшая штампом: «Империя зла».

Патриотизм – пожалуй, главная причина успеха кинокартины. Именно он вкупе с необузданной рекламой фильма обеспечил кассовый прорыв. Первый фильм он всегда первый, на него нужно идти. Это уже после будут довольные и разочарованные, после.

В фильме патриотизм, конечно, присутствует — как-никак судьба вселенной зависит от того, что произойдет в Москве. Но вот что касается эпического героя — представителя света и добра – здесь полная беда. Впрочем, судьба всех добрых начинаний темна и красива, как произведения Салтыкова-Щедрина.

Кинокартина является экранизацией книги одного из самых популярных авторов современной России. Это, однако, никак не украшает фильм, поскольку все темы уже написаны известны и многим порядком поднаскучили. Фильм никаким откровением не стал, а значит и наш ответ, на их «Матрицу» не состоялся. Это, впрочем, только радует, потому что «Ночной дозор» не станет культовым фильмом (а я надеюсь, он им не станет), а значит, сохранит многие души от бессмысленной агонии фанатов нового продукта массовой культуры, фильм не превратится в религию. Судя по автору, если бы фильм был действительно высококачественным, если бы спецэффекты не напоминали американское кино 80-х, то языческие концепции современных фэнтезийных писателей обрели бы армию новых адептов.

Вопросы при просмотре

— Почему Антон Городецкий некоторых вампиров видит, а некоторых нет?

— Почему когда вырубили на станции свет, он погас и у машин?

— На какой высоте должен лететь самолёт, чтоб в турбину попала ворона?

— Почему так ужасно долго самолет летит от Ватутинок до Шереметьево?

— Почему самолет с горящей турбиной летит через город?

— Что делает диспетчер на станции, если давление возрастает уже через пару секунд после впадения в шок?

Отзывы православных

Если вас интересуют мнения православной общественности о фильме, загляните на православный форум диакона Андрея Кураева.

P.S.:

Рембрандт в 1642 г. написал одно из самых знаменитых своих полотен — «Ночной дозор». Но все-таки самым известным полотном художника стала картина на тему библейской притчи «Возвращение блудного сына» (1669 г.). Хотелось бы верить, что и отечественное кино, словно блудный сын, вернется, наконец, из международно-фестивальных тематик и техник к своему зрителю, к своему народу, оставшись при этом искусством самобытным и чистым.

Собственный корреспондент сайта Нижегородской епархии Федор Кривцов

Пишите на электронную почту сайта епархии, если статья у вас вызвала интерес или желание высказаться.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.