Когда в молящихся согласье есть

16:15, 11 октября 2019

Сразу несколько звонков читательниц в редакцию — а вопросы похожи — о так называемой молитве по соглашению. Об этой благочестивой, с многолетней историей молитвенной практике и опытные христиане знают немного. Большинство же просто слышало, что есть такая «сугубая» молитва. Ее, дескать, совершают даже в режиме онлайн, и чем больше людей присоединились к общему делу, тем «лучше помогает» в конкретных просьбах. А если серьезно? Как читать молитву по соглашению с духовной пользой для себя, не превращая вообще-то нешуточный молитвенный подвиг в бессмысленный ритуал, совершаемый строго по расписанию? Разобраться помогут ответы на вопросы читательниц преподавателя Нижегородской духовной семинарии, клирика нижегородского храма в честь святых апостолов Петра и Павла священника Михаила Уланова.

Не обидит ли Бога «житейская» просьба?

«Муж родственницы участвует в чтении молитвы по соглашению. Двадцать человек, каждый у себя дома, читают в определенное время по одной кафизме Псалтири и текст самой молитвы, обращаясь к Господу с общей просьбой. Благословляет ли такие действия Церковь? Неужели такая форма молитвы может сравниться с соборной, когда люди действительно коллективно, в храме, обращаются к Богу в присутствии священника

— Нужно различать две разные формы молитвы: соборную и коллективную. Все-таки главное в соборной молитве, в которой тоже предполагается некоторая массовость, не столько ее «коллективность», сколько церковность. Совершаемая группой прихожан вместе со священником, который представляет во время молитвы Церковь, она именно «церковная молитва». Священник действует от лица Церкви, как Ее представитель, поставленный на это благодатью Святого Духа, и такая молитва — это всегда богослужение. Молитва же по соглашению — это коллективная молитва, благословленная Церковью, так как основана она на словах Спасителя: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Такая молитва традиционно считается особенной, поскольку объединяет христиан в прошении или благодарении, что, по словам Спасителя, предполагает Его присутствие, хотя в прямом смысле богослужением не является. Более того, изначальный текст Евангелия требует собираться верующим в одном месте, тогда как молитва по соглашению не предполагает собрание как форму молитвы обязательным.

«Когда узнала о молитве по соглашению, решила, что это какоето новомодное веяние времени, и удивилась, найдя текст этой короткой молитвы в старом молитвослове, доставшемся от прабабушки. Заинтересовали такие слова: «Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя (просьба), исполнения нашего прошения». Я подумала: не бывает, чтобы человек ни в чем не нуждался. Когда же православным уместно прибегать к этой молитве? Это должна быть общая нужда? Например, можем мы с моими коллегами помолиться, чтобы наш социальный проект получил финансирование? Бога не может обидеть такая чисто житейская просьба?»

— Не нужно переживать по этому поводу: Бога нельзя обидеть просьбой в какой бы то ни было нужде, поскольку в Евангелии в прощальной беседе с учениками Христос говорит прямо: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин 16:24). Уже проповедник современности митрополит Антоний (Сурожский) говорил, что «Бог настолько велик, что для Него нет мелочей» и не случайно: если человек стесняется высказать Богу свою просьбу, это означает лишь его недоверие Господу. Перед Создателем нам нечего скрывать, поэтому в данном случае существуют лишь два естественных ограничения: первое — нужно быть уверенным, что просьба нравственно безупречна, второе — нужно быть уверенным в том, что все молящиеся в группе действительно в этом нуждаются.

Важна ли пунктуальность?

«Как правильно организовать чтение молитвы по соглашению? Сколько человек должно в этом участвовать? Что если кто-то нарушит взятые обязательства, пропустит один день молитвы или не сможет читать одновременно со всеми?»

— Количество человек здесь не принципиально. С одной стороны, большее их число означает большее участие членов Церкви в богоугодном мероприятии, и это ценно, однако формальная массовость особой ценности не представляет. О первых христианах апостол Лука пишет: «У всего же множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян 4:32) — именно к такому единству и надо стремиться в молитве. Поэтому желательно молиться с теми, с кем именно хочется молиться. Что касается времени и точности его соблюдения? Бог им не связан, равно как и наша вера. Что не скажешь о нашей земной жизни. Мы временны, и это хорошо, поскольку время тоже может нас объединять. Поэтому желательным было бы «собрание верных», которые хотят вместе молиться, в определенный период времени, в который молитва будет прочитана. Допустим, люди договариваются, что с 14 до 15 часов ежедневно (в течение недели, месяца, полугода, реже — более длительного срока) читают молитву, и каждый придерживается этого времени. Все-таки надо понимать, что при всей своей «технической доступности» (можно не посещать храм, занимает немного времени) молитва по соглашению — дело нелегкое, так как требует постоянства и обязательности, поэтому прежде чем давать согласие на участие в ней, верующий должен тщательно взвесить все, оценить свои реальные возможности, учесть черты своего характера.

Никаких мистификаций!

«Меня несколько смущает форма такого общения с Богом: люди сидят по своим домам и в одно и то же время читают текст одной молитвы, произнося одну и ту же просьбу… И так на протяжении многих дней. Как будто заклинание какое, или ритуал…»

— В Первом послании к Коринфянам (гл. 8–9. — Ред.) апостол Павел пишет о немощной совести. Речь идет о совести, признающей идолов, но в широком смысле любое суеверное заблуждение толкает человека в мир «идолов». Если человек склонен к мистификациям, то есть считает форму молитвы довлеющей над ее содержанием, то для него молитва, прочтенная в любых условиях и в любой форме, станет настоящим заговором, который надо прочитать с соблюдением всех мелочей, иначе «закон мироздания», связанный с этим «заклинанием», не заработает. Для того чтобы не впасть в подобное искушение, необходимо помнить о своем достоинстве христианина: Бог в Евангелии принимает нас как Своих детей (Ин 1:12), а это значит, что никакие непреднамеренные ошибки в форме моления не могут поколебать нашей связи с Небесным Отцом. Ведь именно Он дает просимое, а не молитва сама по себе. Вообще, вопрос подобных суеверий встает в связи с «дистанционной», не евангельской формой чтения молитвы по соглашению. Совместное чтение молитвы исключает необходимость согласовывать множество мелочей: от перевода и языка молитвы до времени прочтения. Для того чтобы не плодить суеверия, имеет смысл сохранять формы молитвы лишь в пределах необходимого: например, не ограничивать время прочтения двумя минутами, а дать промежуток хотя бы в полчаса.

Впервые молитву по соглашению стали использовать в своей пастырской практике такие опытные духовники как протоиерей Валентин Амфитеатров, митрополит Антоний Сурожский (Блум), архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Они предлагали читать ее в тех случаях, когда человек попадал в тяжелое положение — будь то болезнь, скорбь или другие житейские трудности — и хотел это исправить. Тогда пастыри советовали своему духовному чаду найти единомышленников, которые согласились бы добровольно принять на себя подвиг молитвы за него. И не просто молитвы «обо всем хорошем», а с конкретной просьбой.

Когда Бог не торопится

«Читали молитву по соглашению ввосьмером. Просили о поступлении дочери (она же племянница и внучка) на бюджет. Не поступила, хотя сама приложила много усилий. Какое-то опустошение испытываю. Как относиться к этому?»

— Однозначно, без обиды и негодования! Если Бог не откликается на наши просьбы, то по веской причине. С другой стороны, это, со слов Самого Спасителя, должно нас побуждать к более усердному молению. Об этом сказано в Притче о судье неправедном (Лк 18:1–8), который защитил вдову, лишь чтобы избавиться от ее назойливости. Окончив рассказ этой притчи, Господь сказал народу: «Если он, будучи неправедным, все-таки помог несчастной вдове, которая неотступно просила у него защиты, то Бог ли — Судья Праведный, не защитит избранных Своих, вопиющих к нему день и ночь, хотя и медлит защитить их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». Как бы ни было человеку иногда тяжело в жизни, он должен не впадать в уныние, но непрестанно молиться Богу с глубокой верой, что защита и помощь придут вскоре. Может, не в том виде, которого мы ожидаем. К примеру, мечтает девушка поступить в престижный вуз на ту или иную специальность, но с ее характером и жизненными установками не факт, что даже если она и попадет в заветную «зеленую волну», это станет залогом ее успеха в профессии и жизни вообще. Может, выбор был ошибочен или нужно больше времени и усилий, чтобы получить желаемое по праву? Порой, чтобы просьба была услышана, нужно качественно измениться, как минимум, поменять образ жизни. Это не просто. Если мы это делаем сами, через труд над собой, меньше разочаровываемся. Если же хотим более быстрых изменений — обращаемся к Богу, мол, помоги, чего Тебе стоит. Но всегда ли мы понимаем Его планы на нашу жизнь? К примеру, произошло с нами что-то, идущее вразрез с нашими планами и желаниями. А любое действие над нами, совершаемое без нашей воли, мы воспринимаем как страдание! Так вот чтобы мы чрезмерно не страдали, Бог, откликаясь на наши просьбы, меняет нас и нашу жизнь не сразу, постепенно. И если, как в вышеприведенной притче, человек не ослабевает и продолжает просить, он получает свое.

Текст: Екатерина Ротанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.