Кострома куполами красна

19:37, 14 октября 2020

Как купец клад на церковь потратил

Когда выходишь на главную площадь Костромы, кажется, будто попадаешь в позапрошлое столетие. Старинные белокаменные торговые ряды еще помнят лавочников и трактирщиков, дородных купцов, заключавших тысячные сделки лишь рукопожатием, хозяюшек в пышных платьях, спешащих за покупками. А недалеко отсюда в белой беседке, поставленной на волжском откосе, отдыхающие наблюдали, как корабли плывут по реке к старинной Ипатьевской обители.

Святыня в сердце города

У каждого города свои здания-символы. У Костромы один из таких символов — пожарная каланча XIX века. Это здание в стиле классицизма с белыми колоннами, которое венчает караульная вышка, находится на Сусанинской площади. Здесь же находится и памятник национальному герою Ивану Сусанину, который завел польских интервентов в непроходимые болота, таким образом защитив будущего царя, боярина Михаила Романова, от врагов, покушавшихся на его жизнь.

Близко к Сусанинской площади находится Богоявленско-Анастаси­ин женский монастырь с кафедральным собором Костромской епархии — Богоявленским. Его основатель — преподобный Никита Костромской — был учеником преподобного Сергия Радонежского. По благословению игумена земли русской он отправился в Серпуховский Высоцкий Богородицкий монастырь, где подвизался 19 лет. В 1426 году он основал обитель на костромской земле.

Монастырь сначала был мужским. Старец управлял им 24 года до своей земной кончины. Мощи святого пребывают под спудом Богоявленско-Анастасииного собора.

В середине XVI столетия начинается каменное строительство. Главный храм обители возводят в камне. Много средств пожертвовал князь Владимир Старицкий — двоюродный брат самого Ивана Грозного. Спустя четыре года князь побывал в монастыре, идя в военный поход. В результате придворной интриги Старицкий был казнен, а монастырь попал в опалу. Игумен и часть насельников были казнены. В Смутное время костромская земля разорялась польско-литовскими интервентами. Не избежала горькой участи и Богоявленская обитель. Одиннадцать братьев приняли мученическую смерть. Их мощи находятся в усыпальнице Богоявленского собора.

Несколько раз за свою историю обитель горела. Так произошло и в 1847 году, когда были уничтожены почти все монастырские здания. Через 16 лет обитель решили возродить, но уже как женскую. В начале XX века при монастыре открылась первая в России больница для сельских жителей, организованы курсы сестер милосердия. После революции монастырь закрыли, разместив на его территории архивы. Пожар, случившийся в поздний советский период, окончательно уничтожил великолепные фрески XVII века. Знаковым событием возрождения монастыря в 1990-е годы стало перенесение сюда чудотворного Феодоровского образа Божией Матери.

О двух образах Богородицы

Феодоровский образ Божией Матери по преданию был написан святым апостолом и евангелистом Лукой. Она была молитвенным образом святого благоверного князя Александра Невского. Икона пребывала в Городце, но после разорения города татарами образ пропал. В 1263 году он был явлен в Костроме младшему брату святого князя Александра Василию Ярославичу.

Икона стала покровительницей династии Романовых. Ею благословляли первого из царей романовского рода — Михаила Федоровича. Молитва  перед этим образом никогда не прекращалась, и до начала 2000-х икона не покидала костромской земли.

Еще одна удивительная святыня — икона-фреска Божией Матери «Одигитрия». Она украсила одну из башен монастырского комплекса в XVII веке благодаря трудам костромских иконописцев Гурия Никитина и Силы Савина. Чудесным образом эта фреска сохранялась на протяжении веков, несмотря на пожары и разорения, лишь после революции с нее сняли драгоценную ризу. Когда обитель вернули Церкви, реставраторы поначалу заявили, что образ утрачен, так как от него остались одни контуры. Все же решились на простейшие манипуляции, и лик Богородицы проявился, что посчитали настоящим чудом.

Сокровища материальные и духовные

По числу старинных церквей Кострома не уступает Нижнему Новгороду. Например, храм Воскресения Христова, построенный в XVII веке, — единственный сохранившийся от посадских церквей Костромы. Примечательно, что улица, на которой он располагается, сохранила свое древнее название — Нижняя Дебря. Раньше в этих местах были дремучие заросли. Первая церковь была построена князем Василием Ярославичем, который, по преданию, обрел Феодоровскую икону Божией Матери.

Здесь селились мастера по выделке кож, район был зажиточным. В середине XVII столетия торговец кожами Кирилл Исакович Григорьев в одной из бочек с краской, доставленных ему из Англии, нашел клад и решил потратить его на богоугодное дело — строительство храма. В советское время он действовал до 1930-х годов, а затем на десятилетие был превращен в зернохранилище. После войны церковь вновь открыли, прихожане сами наводили там порядок и не давали закрыть ее снова, хотя такие попытки предпринимались.

Восстановление старинных хра­мов ра­достно видеть. Так, на центральной улице Костромы возрождается церковь в честь святого пророка Илии. Ее сразу можно узнать по высокой 42-метровой звоннице. При разрушении храма прихожане постарались спасти фрески, заклеив их газетами, и часть убранства сохранилась.

Самый масштабный реставрационный проект этого уголка России — возрождение Костромского кремля с его красивейшим соборным ансамблем. Богоявленский собор уже отстроен, устремленная ввысь звонница пока закутана в леса. Настанет очередь и второго храма — Успенского собора.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Второй Макарий

Костромскую землю с нижегородской связывает преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, чудотворец. Родившись в Нижнем Новгороде, в приходе церкви Святых Жен Мироносиц, основав много позднее обитель в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, он впоследствии ушел жить на реку Унжу и основал там новый монастырь, где прожил до самой кончины. Монастырь находится в двух часах езды от Костромы в городе Макарьеве.

После того как в 1439 году иноземцы разорили Троицкую обитель, преподобный Макарий попал в плен. Зная о благочестии монаха, татарский хан отпустил его самого и несколько сотен христиан. Он был уже 90-летним старцем, когда построил первую келью близ города Унжа, положив тем самым начало обители. Вокруг святого начала собираться братия, но всего пять лет прожил он на новом месте. Когда преподобный умер, многие получали исцеления от его мощей.

О периоде устройства обители после жизни святого известно немного. Монастырский ансамбль формировался в XVIII столетии, когда были отстроены Троицкий, Макарьевский, Благовещенский, Никольский храмы, братский и настоятельский корпуса, трапезная, а кроме того Успенская церковь на месте келий, в которых останавливался в 1619 году царь Михаил Федорович. Разлученный в детстве с родителями, отрок жил в обители на попечении настоятеля Давида Хвостова. Став монархом, Михаил Федорович вернется в обитель преподобного Макария и даже пройдет до нее крестным ходом от села Спасского более 20 километров.

С приходом новой власти обитель реквизировали и построили на ее территории общественную баню, использовав кирпичи монастырской ограды. В новое время монастырь возродили как женский. В настоящее время он восстанавливается. Главная его святыня — мощи преподобного Макария, которые почивают в храме, освященном в честь святого.

Текст и фото: Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.