Лики молча говорят

19:31, 24 декабря 2020

Как определить, кто изображен на иконе

Бывает так: заинтересует в храме икона, надпись на которой совсем стерта, написана сокращенно или особой вязью, и ее сложно прочитать. Или в наследство от родственников останется образ нескольких святых, особо почитаемых далекими предками. Кому принадлежат эти лики? Как их персонифицировать среди огромного множества прославленных Церковью людей?

В изображении ликов святых портретное сходство почти отсутствует. Иконописец ставит перед собой задачу изобразить невидимое. Даже написание новомучеников, чьи фотопортреты сохранились, весьма условно. Непременный атрибут иконографии всех без исключения святых — нимб как символ особого избранничества Божиего. Однако можно «прочитать» в иконе и конкретную личность, и то, за какой подвиг перед Богом и в какое время совершенный она прославлена Церковью. В этом нам помогут общие черты, характерные для изображения разных чинов святости: детали одежды, «говорящие» географические объекты, предметы, указывающие на способ подвижничества.

Об иконографии наиболее распространенных групп святых рассказывает ведущий и автор программы «Русские иконы» на радио «Образ», преподаватель Нижегородской духовной семинарии, кандидат богословия Алексей Дьяконов.

Пророки

Как правило, это ветхозаветные личности либо относящиеся к евангельскому периоду. Получившие от Бога дар прозрения будущего, они возвещали миру пути Промысла Божиего, предупреждали о грядущих событиях, в особенности о пришествии обетованного Спасителя, оглашали волю Божию относительно согрешивших людей и городов.

— Традиционно ветхозаветный пророк изображается держащим в руках свиток с текстом его пророчества о пришествии в мир Спасителя. Его одежда — хитон (нижняя одежда в виде рубахи до пят) и гиматий (верхняя одежда в виде плаща). На плечах некоторых, например, пророка Илии, — милоть (накидка из овчины или шерсти). На голове — пророческая шапочка, как у пророка Даниила, или корона, как у царей Давида и Соломона, реже мы видим на иконах пророков с непокрытой головой. К слову, в православном иконостасе весь четвертый снизу ряд посвящен этому чину святости и так и называется — пророческий.

Апостолы

К этому чину святости относят учеников Христа, которые сопровождали Его во время общественного служения, а впоследствии были посланы во все концы земли для распространения по проповеди Евангелия. Среди них выделяются два первоверховных апостола — Петр и Павел, больше других потрудившиеся в проповеди учения Христа, и четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелия.

— Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в виде кодекса, их одежда, как у пророков, — хитон и гиматий. Апостола Петра чаще всего видим на иконах со связкой ключей, которая означает совокупность церковных таинств — символических ключей от Царствия Небесного. В Евангелии читаем: «Ты, Петр, и на сим камне я создам Церквовь мою и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи от Царствия Небесного, и что свяжешь, то будет связано на Небесах, а что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16:13–19). Реже святого Петра изображают со свитком, свернутым или раскрытым в форме опахала. В традиционной ранней иконографии апостол Павел, автор 14 новозаветных посланий, представлен держащим закрытую книгу в богато украшенном окладе. В академической традиции святого пишут с мечом, которым его казнили, но эта деталь, переосмысленная художниками, символизирует меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:17). Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются сидящими в помещениях над раскрытыми книгами — во время работы над Евангелиями. А святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно преданию, диктовал богодухновенные тексты ученику Прохору. Иконы апостолов входят с деисусный чин иконостаса, расположенный во втором нижнем его ряду.

Равноапостольные

— В иконографии святых, которые, подобно апостолам, потрудились в обращении ко Христу разных стран и народов, почти та же символика. Различия — в деталях одежды: она характерна для того народа и времени, когда они жили и обращали целые государства в христианство. Вот почему не спутаешь святых равноапостольных царя Константина и древнерусского князя Владимира, святую Нину — с царицей Еленой и княгиней Ольгой. Объединяет же образы равноапостольных крест — символ крещения и спасения от вечной смерти. Он отличается от креста мучеников своими размерами.

Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский

Преподобные

Буквально «уподобившиеся Господу» — это святые монахи, основу подвига которых составляют отказ от мирских привязанностей, пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество — средство не только личного спасения. Преподобный Серафим говорил: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» — указывая на то, что многотрудный иноческий подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет за собой своих духовных чад.

— На иконе правая рука преподобного изображена, как правило, в именном благословляющем перстосложении, в левой может быть развернутый или чаще всего скрученный свиток. Отличительная деталь иконографии святых этого чина — четки, символ молитвенного труда. Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался тот или иной подвижник. Стоящими на столбах изображаются святые столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы.

Святители

Стяжавшие венец святости архипастыри, прославившиеся неустанным попечением о пастве, сохранением православия от ересей и раскола, равно просиявшие и чистотой собственной жизни, составляют святительский чин. Таковы Николай Чудотворец, три великих святителя Василий Кесарийский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Гермоген и Тихон и многие другие.

— На иконе святитель изображен в богослужебном епископском облачении. Он одет в сакос (верхняя одежда, знаменующая багряницу или кровь Спасителя), на плечах — омофор (длинный лентообразный плат, украшенный крестами, символизирующий заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на плечах домой). Святители на иконах чаще без головного убора, реже — в митре, украшенной небольшими иконами и драгоценными камнями, она символизирует терновый венец Спасителя. Как правило, в левой руке святителя — книга, правая — в благословляющем жесте, как при богослужении. Иногда святые этого чина держат в руках крест, потир или жезл.

Мученики

Святых в этом сонме большинство: и те, кто жил в первые века христианства, и те, кто претерпел гонения богоборческой власти в ХХ веке, — все они пострадали за правую веру, за отказ служить идолам. Среди них: великомученики (испытали особо жестокие страдания, примером своего подвига привели к вере других людей), священномученики (погибли от гонений в священном сане), преподобномученики (пострадали в монашестве), исповедники (открыто исповедовали свою веру, претерпели гонения, но избежали мученической смерти). Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, которые добровольно, ради идеи христианской любви, приняли смерть от рук убийц и злодеев.

— Первообраз мученичест­ва — Сам Христос. Крест в руках му­чеников является символом и апостольского благовествования, и жертвенности. С радостью отдавая земное бытие за бытие небесное, мученики становятся соработниками Самому Христу. В иконографии этого чина святых чаще всего используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, в частности, красные одежды как символ крови, пролитой за Христа.

Юродивые Христа ради

Блаженные, как их тоже называют, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, в том числе власть имущих, и утешали страждущих. Их внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, позволяло, невзирая на лица, обличать грешников и призывать к Спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние.

— Блаженные на иконах изображаются в том виде, в котором они совершали свой подвиг: или обнаженными, или с легкой повязкой на чреслах, или в ветхих одеждах, или с веригами — в зависимости от времени и места их проживания.

Праведные

Будучи семейными и живя в миру, эти люди удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни. Первыми праведниками в человеческой истории были праотцы, предки Иисуса Христа, сочетавшие в духовном смысле праведную жизнь с мессианскими ожиданиями грядущего освобождения от вечной смерти. Таковы ветхозаветные патриархи Адам и Ной, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, обручник Пречистой Девы праведный Иосиф.

— На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими текст из Священного Писания. Праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках. К лику святых праведных относится и канонизированный в России, по меркам церковной истории сравнительно недавно — в 1990 году, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Протоиерей Иоанн Сергиев был представителем белого духовенства, и иконография этого святого выбивается из общего ряда изображений праведных. Речь не только о разнообразии композиции и деталей, но и в реалистичности изображения человеческих черт, что не характерно для иконописи. Интерес к личности Всероссийского батюшки был так велик, что его изображения уже при жизни тиражировались в технике литографии и гравюры, создавались жанровые рисунки. Сохранилось много прижизненных фотографий святого, натурных живописных портретов. Поэтому уже на первой иконе святого Иоанна, написанной к прославлению, верующие лицезрели узнаваемые черты.

Благоверные князья Василий и Константин

Благоверные

Так называют святых царей и князей, которые употребляли полученные величие и богатство для дел милосердия, просвещения и сохранения народных святынь.

— Для ранней иконографии святых благоверных характерно изображение их в монашеском одеянии. Таким, к примеру, представлен на большинстве древних образов святой князь Александр Невский. Только в 1724 году вышло постановление Синода, предписывающее изображать его в великокняжеских одеждах. В монашеском облике принято изображать и некоторых других святых князей: Петра и Февронию Муромских, Феодора Ростиславича Смоленского и Ярославского. В схиме чаще всего изображали и князя Даниила Московского, что сохранилось и в современном его иконописании. Но ведь не все князья умирали в мирной обстановке, приняв предсмертное пострижение. Так, например, князь Георгий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода, был убит в сражении с татарами на реке Сити в 1239 году, и, естественно, на доске раки мощей он был около 1645 года представлен в воинских доспехах римского образца и княжеской шубе с короной на голове.

О чем рассказал «Ангел пустыни»

Иконография одного из самых любимых в Русской Церкви святых — новозаветного пророка Иоанна Крестителя настолько разнообразна, что ее даже трудно поставить в один ряд с «пророческой». Но для нее все же характерно изображение Предтечи Господня в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии. Необычна по композиции икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель — с крыльями за спиной и держит в руках собственную отсеченную голову. Это наглядный пример распространенного приема иконописи, когда претерпевшие мученическую смерть изображаются с орудиями их страданий, а события, отстоящие друг от друга по времени (земная жизнь и смерть), показаны одновременно. Креститель вел суровую монашескую жизнь в пустынном месте, отсюда изображенные на иконе пустыня и гора. Крылья за спиной пророка — символ его равноангельского жития. Глава, которую Иоанн держит в руках, — жертва за Христа, но не только. Иногда она изображается в Евхаристической чаше, а иногда и вовсе в виде Агнца, то есть образа Самого Христа. Предтеча предшествует Господу во всем, в том числе в образе жертвы.

Текст: Екатерина Ротанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.