Не храним, что имеем

15:27, 13 августа 2019

По словам апостола Павла, нам все позволительно. Но не все полезно. Вспомним блудного сына. Преждевременное получение наследства было для него, как мы видим, позволительно. Но на пользу ли? Едва получив его, он тут же стал не обладателем, но обладаемым. Мнимая радость свободы обратилась в слезы жестокого рабства. Господь призывает нас быть господами, а не рабами своих желаний и чувств. Но на практике чаще происходит все наоборот. Многие наши ошибки в отношении к ближним, окружающему миру, Богу проистекают из неправильного понимания свободы. В эту рубрику мы объединили вопросы, которые не имеют буквального ответа и подталкивают к духовному рассуждению на основе евангельского понимания свободы. На вопросы читателей отвечает клирик нижегородского храма в честь Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.

Меня волнует проблема отношения православных людей к природе. Я живу в маленьком городке, возле речки, впадающей в озеро. Весной, проходя по берегу, я собираю по нескольку мешков мусора. Встречные не понимают, зачем я это делаю. На меня смотрят как на идиота, которому нечем заняться. Ведь эти же самые люди — и молодые, и пожилые — носят крестики, посещают храмы, целуют иконы… Разве не кощунство молиться Богу и так плевать в природу?

— Человек, по дарованной ему Господом свободе, многое может. И заблуждается в связи с этим очень часто. Ему кажется, например, что он молится Богу, когда открывает молитвослов и произносит слова молитвы, а на самом деле слова его никто не слышит, потому что у него злое сердце, или он завистлив, или формалист. А бывает, что некоторые люди просят у Бога помощи в отмщении врагам, соперникам и т.д. И получается, что служит такой человек не Богу, а диаволу. Мы не храним то, что имеем. И прежде всего тот мир, который сотворил для нас Господь. Этот мир был когда-то прекрасен. Каждый из шести дней Своего творения Бог заканчивает словами: «Это хорошо» (Быт 1:10–25). Он сотворил небо, землю, день и ночь, траву и птиц… И вот последний, шестой день: «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо…». После этого он творит человека — и все, до того сотворенное, — для него, он венец творения. А как относится этот венец творения к творению — вы сами знаете. И родители, и школа, и вся жизнь учит нас беречь природу. В результате же мы достигли того, что природа не только разрушается, но и становится враждебной человеку. Что можем сделать мы? Ни на что не претендуя, собирать мусор, заботиться о братьях наших меньших, любить людей, не осуждая их. Делать доб­рые дела и не участвовать в делах тьмы. Думаю, это главное для спасения души.

Можно ли во время вышивания иконы разговаривать с близкими людьми на отвлеченные темы, обсуждать новости и события из своей жизни, слушать музыку? Насколько я знаю, в это время положено поститься и развлекаться нельзя?

— Можно ли представить себе иконописца, пишущего святой лик и в то же время обсуждающего новости, беседующего с друзьями на отвлеченные темы? Нет, конечно. Икона может быть на холсте, на дереве, на камне, на ткани — на чем угодно, но главное, что она является, по выражению отца Павла Флоренского, «окном в иной мир», в мир духовный. Чтобы передать содержание образа в его духовном наполнении, иконописцы постились, молились Богу, прося помощи в этом удивительном деле — создании иконы, перед которой будут молиться люди не один век. Может ли присутствовать при такой работе музыка? Думаю, может, но музыка, конечно, духовная. Все это касается и вышивания икон. Станет ли ваша работа иконой или останется рисунком на ткани, зависит от вас, от настроя вашей души. Не для людей, по большому счету, работаем — для Господа.

Как полюбить жену, которую не любишь? Делать дела любви без любви? Тогда будет видна фальшь. Или если любовь прошла, ее не вернуть? Стоит ли жить ради детей и соблюдения седьмой заповеди о супружеской верности, не любя?

— «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт 2:24). Так Священное Писание говорит о браке мужчины и женщины, благословленном Богом еще в раю. Этот союз создается на основе взаимной любви. Но, как справедливо отмечено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», «в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я». Как ответить на ваш вопрос? Вы создавали семью по любви? Тогда возникает другой вопрос: почему не стало этой любви? Что значит «прошла»? Любовь не время года, которое проходит. Любовь, по словам святого апостола Павла, «никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор 13:8). Никогда не проходит! Если она настоящая. И если человек бережет то, что имеет. Чаще всего, к сожалению, не бережет. А потом удивляется: куда она исчезла? Что ты сам сделал, чтобы она не исчезала? Что ты можешь сделать сейчас, чтобы ее вернуть? Любовь предполагает жертвенность и всецелую ответственность друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности. Вам самому решать, как поступить, потому что в каждом подобном случае и причины, и обстоятельства сугубо индивидуальны. Да и ответственность за ваш поступок, каким бы он ни был, будет лежать на вас, как на главе семьи.

В Писании сказано: «отвергнись себя». Это значит не иметь своего мнения? На работе меня постоянно критикуют, говорят, что я неправильно думаю. Я должен смиряться и молча соглашаться?

— Три евангелиста приводят слова Спасителя: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк 9:23, Мф 16:24, Мк 8:34). Это очень важные для нас слова, но они вовсе не означают, что у вас не должно быть своего мнения. Просто если вы христианин, то мнение ваше зиждется на учении Христа и вы призваны отстаивать его перед теми, кто мыслит по-другому. «Отвергнись себя» означает, что мы, христианине, должны оставить все свойственные человеку греховные помыслы, свою самость, гордыню, открыть сердце Христу и во всем следовать за Ним. Если же вы соглашаетесь с теми, чье мнение противоречит Христу, то совершаете грех человекоугодия.

С детства панически боюсь вида покойников. Когда приглашают на похороны знакомых, даже родственников, всегда отказываюсь, ссылаясь на разные уважительные причины. А как человек верующий, испытываю угрызения совести, что не даю последнего целования близкому человеку. Как справиться с этой фобией?

— Боязнь покойников специалисты называют некрофобией и относят ее к страхам иррациональным, потому что человек не может объяснить, чего же он, собственно, боится. Мертвое тело зла не может причинить. Душа усопшего занята совсем другими проблемами. Так чего же? Боязнь может возникнуть как результат тяжелой утраты кого-то из близких. Также от внешнего вида покойника. От искаженного понимания загробной жизни. И больше всего, на мой взгляд, мы боимся того, чего не понимаем, чего не можем объяснить. Такова смерть. В чине погребения есть такая стихира: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство; како придахомся тлению; како сопрягохомся смерти; воистинну Бога повелением, якоже писано есть, подающаго преставльшемуся упокоение». Человек плачет от утраты и не понимает, как созданная Богом красота подверглась тлению. Но тут же есть и совет нам — «воистину Бога повелением». А раз так повелел Бог, Который, по словам Иоанна Богослова, «есть Любовь» (1 Ин 4:8), то значит, никакого опасения и быть не может! Он не желает мне зла, делает все к моему благу, даже повелевая моему ближнему умереть. Если вы смогли признать свой страх, значит, сумеете с ним справиться. Советов на эту тему немало. Лучший, как мне кажется, — не думать первое время о смерти и о своей боязни, не зацикливаться на этом. Когда укрепитесь, тогда нужно уяснить для себя, что смерть неизбежна, никто от нее не уходил. И следующий шаг, по Священному Писанию: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир 8:39).

Взяли домой котенка и… не смогли приучить его к порядку. Он испортил новый диван, кресло, кровать. Во всей квартире стоит неуничтожимый удушливый запах. Даже гостей стыдно пригласить. Возникают мысли сдать кота в приют или усыпить. Останавливает моральная сторона этого поступка. Как поступить в этой ситуации?

— Всем известно выражение Антуана де Сент-Экзюпери: «Tit deviens responsable pour tpujows, de ce que tit as apprivoise», что дословно переводится как «Ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил». Что еще добавить? Приводя в свой дом животное, мы должны продумать все последствия его пребывания среди людей. Поступайте так, как вам подсказывает совесть. Решение за вами, и не стоит ни на кого перекладывать за него ответственность.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.