Недостойна?

19:32, 30 июня 2021

«Почему грешат все, а к Чаше не иду я»

«А я не иду. Меня не допустили», — Ольга растерянно улыбалась, когда я подошла к ней после исповеди, чтобы вместе идти к причастию. «Батюшка, значит, такой правильный у нас, молодой еще», — попыталась было ободрить ее я, сама угрызаясь, что в храм ее потащила, а не подготовила должным образом и не подумала даже о ее личной ситуации. «Да нет, все равно я рада, что не стала ничего скрывать. Кого здесь обманешь-то? Значит, недостойна пока». Делюсь этим реальным примером из жизни с разрешения подруги, так как у нее этот наш поход в церковь в Вербное воскресенье имел судьбоносное значение и хороший исход. В этот же день, после 14 лет совместной жизни с любимым немужем, они все же поговорили. На следующий день подали заявку на Госуслугах и получили талончик с датой регистрации брака.

Каноническое препятствие

«Много лет, будучи в разводе, я проживаю с мужчиной, тоже разведенным. У нас нет общих детей, поэтому решили не создавать бумажно-юридические сложности, оформляя брак. Появление определенных прав на имущество друг друга может создать напряжение в отношениях со взрослыми детьми. Ну, так я мыслила, пока не начала воцерковляться. В храм до этого ходила, хоть и нечасто. И как-то мне удавалось приложиться к Чаше. В этот раз к исповеди и причастию готовилась ответственно, но все равно мое проживание с мужчиной без регистрации даже не включила в свой обширный перечень грехов, настолько гармоничным мне все казалось в личной жизни. Но наш батюшка задал несколько вопросов, после чего, к моему неприятному удивлению, сказал: «Вам, матушка, не нужно причащаться, пока вы в блудном сожительстве живете. Попробуйте изменить эту ситуацию и покайтесь». Как так? Разве я в блуде живу? В мире и согласии с одним единственным мужчиной столько лет! Неужели это так уж грешно? А как же: «простится каждый грех?» Но семя сомнения было посеяно. Теперь я готова оформить отношения, но мой спутник — нет. Говорит, что любовь не грех, а блудят те, кто меняет партнеров как перчатки.
Мол, причем здесь мы?
Елена» .

О. Иоанн:

— Жизнь во Христе — это не про возможность поступать так, как удобно, как хочется, как комфортно. Это про то, как Бога иметь в друзьях, как честно перед Лицом Господа называть, кто ты есть, и отвечать за свои поступки. Нужно, чтобы каждый в вашей паре ответил себе на вопрос: зачем мы живем вместе, кто мы друг другу и какой несем пример как христиане? Если имущественные вопросы вы ставите выше семьи, то вопрос: что это за семья? Это лукавство. Говорите, что создаете напряжение своим детям, опасаетесь, что не поддержат ваш брак. Но в формальной ли стороне вопроса дело? Может, они считают это предательством с вашей стороны по отношению к ним, а точнее, их кровному отцу — отсюда и «напряжение»? С другой стороны, если вам так интересно мнение детей в вопросах личной жизни, то этот вопрос стоило обсудить заранее (и лучше до начала сожительства). Либо их мнение не принимать в расчет, и тогда пусть они сами справляются со своим «напряжением».

Опять же, почему мужчина против регистрации? Это недоверие к вам или сомнение в себе? В любом случае, это показатель того, что серьезной ответственности за вас он нести не хочет.

Если на заданные себе вопросы вы ответите: мы вместе ради друг друга, ради любви и мира, — тогда ваша регистрация брака только закрепит и подтвердит ваши добрые мысли. Да, это не сакральное действо, не церковное таинство, но это все же показатель того, что вы основательно подходите к пониманию семьи. С 1936 года Церковный собор постановил не считать узаконенный государственными органами брак блудом. И, что очень важно, роспись дает вам право венчаться, а без нее церковный брак не совершается.

В подтверждение моих слов — выдержка из документа «Об участии верных в Евхаристии», одобренного на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 2–3.02.2015 года: «Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор 7:14) и правило 72 Трулльского собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению».

Ваш спутник, как и вы, не считает ваши отношения блудом, ведь вы верны друг другу. Вы отчасти правы: плотские грехи действительно не одинаковы по тяжести. Если мужчина с женщиной живут как супруги не будучи женаты, это в православии называется блудом, за что в прежние времена Церковь отлучала от причастия на три года. Если вы состоите в браке и изменили супругу, этому название прелюбодеяние. За такой грех от Церкви в раннем христианстве отлучали на 15 лет. Когда человек изменил одному, другому, не может уже ни на ком остановиться, вступает в беспорядочные половые связи, это, наряду с прочими отклонениями, относится к содомскому греху, за который человеку запрещали подходить к Чаше 20 лет. По разности наказания видны отличия степени греха. Тем не менее греха и греха смертного, то есть ведущего к погибели души. 

Вы спросите: разве Бог запрещает жить в любви и согласии вместе, без соблюдения каких-то формальностей? Нет, любить Он не запрещает — запрещает беззаконие, которое составляют телесные отношения между мужчиной и женщиной вне брака.

Какой бы гармоничной ни казалась вам атмосфера в доме, какими бы теплыми ни были ваши отношения с мужчиной, блуд остается блудом. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6:9). Если, конечно, не покаются и не перестанут блудить.

Духовно взбодриться

«Слышала, что за некоторые тяжкие грехи (убийство, занятия оккультизмом) предполагается отлучение от причастия чуть ли не на 20 лет. Сейчас, конечно, менее жесткие правила, но все же. Есть ли какое-то разграничение понятий: недопущение к причастию и отлучение от него? Вот, например, меня однажды батюшка не допустил к Чаше, как мне кажется, из-за ерунды, по сравнению с существующим в мире злом. Я призналась, что накануне сильно повздорила с матерью и наговорила много обидных слов. Мария».

О. Иоанн:

— Думаю, нам пора уже перестать оглядываться на времена безбожия и гонения на веру, когда духовно мы так обеднели, что многое нам прощалось ввиду так называемой икономии, то есть снисхождения к человеческой немощи, некоторого смягчения в применении действующих правил Церкви. Сегодня, когда все условия для духовного роста, для открытого исповедования Христа у нас есть, пора учиться быть сильнее, строже в первую очередь к себе, мотивировать себя к большему.

Но что значит к большему? Конечно, речь не о количественном результате. Вот, допустим, сейчас все чаще звучат призывы к регулярному и частому причастию Святых Христовых Таин. Но призыв этот мы должны выполнять не количеством, но качеством и достоинством нашей души. Нам нужно не Святые Христовы Таины сделать «достойными нас», а именно это и происходит, когда мы говорим: «Я ничего такого не нагрешила, а меня не допустили». Мы должны думать, как нам самим удостоиться принятия Святого Причастия. 

Вот вас не допустил сегодня батюшка к Чаше. Да, на него возложена эта ответственность принимать в том числе и такие решения, и за них он отвечает перед Господом. При этом во внешне схожих ситуациях, за аналогичные, казалось бы, проступки, для кого-то он сочтет возможным принятие Святых Христовых Таин, а кому-то предложит повременить с этим. Он смотрит на духовное состояние человека и решает, что ему в настоящее время полезнее.

Вы считаете нахождение накануне таинства в состоянии гнева, нанесение обиды родителю как раз в тот момент, когда нужно все силы направить на подготовку к причастию, ерундой? Но Церковь считает иначе.
В уже упомянутом документе «Об участии верных в Евхаристии» читаем: «Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает»
(1 Кор 11:29–30)».

Приведенный вами пример — это разовая мера, примененная в воспитательных целях, когда человек не подготовился к таинству как полагается или совершил проступок, грех, не достойный Святых Таин. Значит нужно духовно взбодриться! Так же ребенка, пришедшего с невыученными уроками и вышедшего к доске, не отчисляют из школы, но возвращают за парту, давая время на исправление.

А вот отлучение от причастия — это уже следствие рецидива в духовной жизни. Некто живет во грехе и, скорее всего, в предательстве своей совести, то есть сам себе не признается в греховности своей жизни или не собирается с грехом расстаться. И чтобы рецидив греха остановить, человеку дается время помолиться в стороне от Чаши, осмыслить, оценить свое положение. Он должен сделать выбор: что ему милее и дороже: грех или Христос? Отлучение имеет более долгий срок, но это время должно быть соизмеримо с тяжестью греха и должно вести только к одному — исправлению духовной и нравственной жизни христианина.

Как нам самим понять, готовы ли мы к принятию таинства? Для этого нужен концептуальный подход уже на этапе подготовки к этому событию, а это действительно должно быть событием. Недостаточно вычитать «Покаянный канон», соблюсти трехдневный пост и перечислить с сокрушенным видом наиболее распространенные грехи, чтобы пройти по «проходному баллу». Нужно жизнь свою устроить угодно Богу!

Мы должны себе задать основных, условно говоря, пять вопросов. Первый: я как личность, как христианин люблю Бога? Второй: моя личная жизнь близка к идеалам Библии? Третий: мое отношение к ближнему соответствует заповедям Божиим? Четвертый: мое дело, работа не противоречат Закону Божию? Пятый: мои праздники, досуг не противны Церкви? И если мы будем способны на честные и искренние ответы и исправление своей жизни в соответствии с ними, то и на исповедь пойдем без опаски и мало-помалу увидим себя победителями.

В поисках «лояльного» батюшки

«Я регулярно посещала нашу церковь, там же регулярно, чаще всего одному и тому же священнику, исповедовалась и причащалась. На очередной исповеди я повторно призналась в совершаемом грехе. Батюшка, зная меня и мою ситуацию лично, принял решение наложить епитимию, назвав это «духовным наказанием»: вычитывать в течение года дополнительные молитвы, каноны и акафисты после утренних и вечерних правил. Я понимаю, что должна принять это со смирением, но не могу. С трудом отрываю от семьи и работы время даже на посещение храма и на краткую ежедневную молитву. А возложенная батюшкой ноша мне не по силам. Перестала в храм свой ходить, езжу теперь в соседний, исповедуюсь другому, незнакомому священнику и причащаюсь. Знаю, что снять епитимию может только тот, кто наложил. Но наш батюшка этого не сделает, он у нас принципиальный. Как же поступить? Не ходить совсем в храм? Не причащаться?
Я без этого не могу. Наталья Васильевна
».

О. Иоанн:

— Не благословить на причастие — это для священника непростое и нечастое решение, и если уж он на это идет, то не ради усложнения вашей жизни, но ради вашего достойного принятия Святых Христовых Таин. Его увещевания не плод личных предпочтений, но следование требованиям Церкви, которые применялись и применяются на основании Нового Завета, церковного учения о Священном Предании, правил Святой Православной Церкви.

«Духовное наказание» человек накладывает на себя сам, когда совершает грех: тем самым он отлучает себя от Церкви. Это подобно тому, как воин, который переходит на сторону врага, делает себя предателем, сам себя отрывает от своего Отечества, хотя открыто вражеским флагом не размахивает и с трибуны об этом не сообщает. Так и грешник: он остается в «одежде» Крещения, но выбирает ту сторону, где ему кажется выгоднее и доходнее, и далее пребывает в своих нераскаянных, неискупленных грехах. Вам не нужно пастырское благословение, вы сами себя благословили и в первой же некомфортной для вас ситуации проявили своенравие: «Ах таааак! Не допустили меня к Чаше, да еще молитвенно трудиться заставили — уйду в другой храм, там меня никто не знает, и всем я буду хороша». 

А для чего вообще нужна епитимия и что это такое? Это некое духовное упражнение, возложенное священником с целью возвращения христианина в единство с Богом. Но даваться оно должно соразмерно силам кающегося. Поэтому я вам рекомендую подойти к своему «принципиальному» батюшке и обсудить ваше молитвенное правило, честно, без самооправдания признаться, что не по силам вам этот подвиг. Возможно, он сочтет нужным сделать некоторое послабление. Если нет — постарайтесь осознать, ради кого или чего вы исполняете епитимию, и выполнить ее. Поверьте, если вы искренне раскаялись, исправились и исполнили епитимию, то почувствуете себя духовно возвышенной, телесно укрепленной.

Священник как врач или учитель. Можно по-человечески растрогать его словами «не могу», «неудобно», «это не мое» и так далее. И он уступит, так как он тоже всего лишь человек. Но что это вам даст? Мы все знаем: чем поверхностнее учение или лечение, тем труднее потом справиться с запущенными случаями, будь то пробелы в знаниях или осложнение заболеваний. В духовной жизни то же: лучше не замалчивать грехи, не заниматься самообманом, не метаться в поисках более сговорчивых священников, а сразу называть вещи своими именами.

Напоследок хочется поделиться наблюдениями из своей малой
пастырской практики. Мне приходилось встречать людей, которые были не совсем «готовы» к принятию Святых Христовых Таин. Но, объективно оценив свое духовное состояние, исправив ситуацию, они возвращались к Святой Чаше, и мы вместе праздновали их «победу». Они радовались, так как их жизнь стала более честной, мысль светлой, а сердце больше желало Бога, нежели греха и порока. Я радовался, как тот, кто встретил великого воина с поля сражения, победителя ради Иисуса Христа.

Текст: Екатерина Ротанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.