Неприметные знаки

16:52, 27 декабря 2019

Как-то, участвуя в одной радиопередаче, в разговоре о человеке и его взаимоотношениях с Богом, я услышал от одного из собеседников выражение «промысел Божий». Гости студии сразу же поправили: правильнее было бы произносить «Промысл» и не путать значение этого слова ни с хохломой, ни с добычей рыбы или дичи. В повседневной жизни мы нередко рассуждаем об этом понятии, при этом относимся ко всему происходящему с нами так, что становится очевидно: мы мало что о нем знаем и понимаем. Отсюда непрестанный ропот и раздражение «на обстоятельства», а то и страх перед ними. Как понять волю Божию в отношении себя, и стоит ли пытаться это делать на основании различных событий своей жизни, «знаков» и снов? Обратимся к наследию известных богословов.

Рассуждая о долге

Помните известный фильм-катастрофу «Экипаж»
с Георгием Жженовым в главной роли? Летя в неисправном самолете, хирург и медсестра
разговаривают: «А я мечтала в медицинский поступить. Поступила бы — и не летела
бы сейчас». — «А я окончил медицинский и лечу…» Как в капле воды отражается
океан, так и в этой фразе можно разглядеть то, что мы называем Промыслом Божиим.

Что же такое этот Божественный Промысл? А это то, что непрестанно
проявляется в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей волей Божией, непрестанным
действием Божиим, направленным на сохранение и развитие мира, на обращение всего
происходящего ко благу, к вечному спасению как человечества в целом, так и каждого
человека в отдельности.

Как же сообразуется с этой благостью проявление в мире зла, как
физического, так и нравственного, спросит пытливый человек? На это есть ответ, только
понять его нельзя без представления о том, как устроен мир, Кем он устроен и с какой
целью. Итак, подсказка: если хочешь знать Божий Промысл, определи, каков твой христианский
долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься.

Бог провидит и участвует в нашей
жизни, но часто не вмешивается видимым образом, чтобы оставить человеку место для
проявления свободной воли и добровольного выбора. Промысл Божий означает, что каждое
мгновение нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли
бы сделать свободный выбор в пользу благого начала и через него устремляться к Небесному
Отцу.

Сохраняя, управлять

Глубины
Промысла Божия непостижимы в силу ограниченности человеческого рассудка. Зная о
Промысле Божием, мы не способны в полноте постичь его, хотя особое учение о Промысле
издавна было одним из главных предметов христианских наставлений. Отцы и учители
Церкви, с одной стороны, обыкновенно направляли его против заблуждений языческой
философии, а с другой — всегда указывали действенные побуждения к благочестию и
добродетели. Так что, стремясь к непостижимому, мы все же имеем богатейший богословский
фонд осмысления и проникновения в суть этого понятия.

В учении святых отцов о Промысле Божием различаются два действия:
«мирохранение» — поддержание всего сущего и «мироправление»
— направление всех событий в мире к предназначенным Творцом целям. Нужно
понимать, что такое подразделение на два действия условно-методологично. В принципе,
действие Божие едино — единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но
нам, в силу нашей ограниченности, как уже упоминалось, это единое Божественное действие
приходится воспринимать как два различных действия.

Не будем касаться таких нюансов, как естественный и сверхъестественный
образы Промысла (есть и такие), но обязательно упомянем о том, что в нем участвуют
все Три Ипостаси Пресвятой Троицы, так что уверенность в существовании Божественного
промышления о мире может стать результатом естественного богопознания. Однако участие
Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла может быть познано исключительно из Божественного
Откровения.

И в наши дни

Может ли современный человек приблизиться
к постижению Промысла Божия? На этот счет отцы Церкви высказывали большое сомнение:
нынешнее падшее состояние таково, что даже святые люди могут постичь Промысл Божий
лишь отчасти. Полное же познание его отложено до наступления пакибытия.

Недоумение, которое порой возникает
у маловеров: как согласуются свободная воля человека и Промысл Божий — разрешается
обращением к примерам Священного Писания, все книги которого, все описываемые события
и наставления служат главной цели: облегчению познания воли Божией и путей следования
ей в собственной жизни. Промысл Божий не только не нарушает нравственной свободы
человека, но, напротив, и естественными и сверхъестественными средствами являет
премудрое попечение о свободе, побуждая человека к правильному ее употреблению.
Присутствие же зла, как физического, так и нравственного, должно нами рассматриваться
так же — не в отрыве от Промысла, хотя мы знаем, что Бог не сотворял зла.

Зло физическое не противно понятию
о Божией благости, как и нравственное зло не противно понятию о Божией святости.
Вспомним множество примеров, где явное зло Божиим Промыслом обращалось ко благу.
«Болезнь — зло? А за что увенчан Лазарь? — Бедность — зло? А чем прославился Иов? Непрерывные и всегдашние
скорби? А чем прославились апостолы? А какой путь ведет к жизни вечной? Не тесный
ли и скорбный? Итак, не говори: зачем это? для чего это? Но, размышляя о творениях
и распоряжениях Божиих, ты, человек, так же молчи пред Богом, сотворившим тебя,
как молчит брение пред горшечником», — писал святитель Иoанн Златоуст.

Итак, исходя из вышесказанного,
отметим, что от познания Божественного Провидения происходит величайшее упование
на Бога, от истинного же упования рождается в человеке согласие с Богом и Его Божественной
волей. Верующее сердце будет воспринимать происходящее как самое благое из того,
что могло с ним в данный момент приключиться. Об этом напоминает нам и молитва святых
оптинских старцев: «…Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять
их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя».

Протоиерей
Сергий Муратов

При
цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.