Епископ Варнава посетил детский центр «Костер», где проходит православно ориентированная смена

18:02, 16 августа 2016

Текст Алексея Еремина

16 августа епископ Выксунский и Павловский Варнава посетил детский оздоровительный образовательный центр «Костер», где сейчас проходит православно ориентированная смена «Наследник», мероприятия которой разработаны на основе евангельских притч. В лагере отдыхают более 100 детей – воспитанников воскресных школ из Выксы, Нижнего Новгорода, Павлова, Вачи и других населенных пунктов Нижегородской области.

Управляющий Выксунской епархией совершил в походном храме Божественную литургию. Почти все дети и взрослые, находящиеся в лагере, причастились Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения архипастырь обратился к собравшимся с проповедью:

«Сегодня Господь в евангельском чтении обращает наше внимание на необходимость иметь мир со своими ближними и прощать тех людей, которые каким-либо образом согрешают против нас – доставляют нам неприятности, скорби, обижают. Если мы не сможем этого сделать, то и Бог не простит нам наших согрешений. В Царство Божие не войдет ни один злопамятный человек.

Есть много случаев из жизни, которые это наглядно показывают. Расскажу один из них. Есть такая святая гора в Греции – Афон. Там располагается целое монашеское государство. Оно небольшое, но в нем много монастырей. В одном из них, русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, приключилась такая история: эконом затаил раздражение на игумена.

Вы знаете, в монашестве, кроме исполнения заповедей, есть еще три очень важные составляющие, три обета, которые монах приносит Богу: целомудрие, послушание, нестяжание. Через послушание отсекается собственная воля монаха, и это очень важная вещь. Например, родители тоже стараются, чтобы дети отсекали свою волю в разумных пределах, и тогда воспитание проходит правильно. Потому что свобода без нравственных критериев разрушает человека и превращается в произвол. Поэтому отречение от своей самости, от собственной гордости и своего «я» есть первая и главная цель человека. И тот, кто поступает в монастырь, должен прежде всего стяжать в себе смирение, то есть осознание своей нищеты духовной перед лицом Божиим. Это происходит через отсечение собственной воли – монах всегда находится в послушании у духовного руководителя.

Так вот что произошло в этом монастыре. Игумен отлучался на долгое время в Россию и поручил эконому построить больничный корпус внутри монастырских стен. Эконом был человеком очень состоятельным, происходил из богатого дворянского рода и значительные суммы денег вкладывал в строительство монастыря. Благословение игумена он счел необязательным и развернул строительство не внутри монастыря, а прямо на берегу моря. Когда приехал игумен, на берегу уже был отстроен шестиэтажный корпус невероятных размеров с высоченными потолками.

Игумен очень огорчился, что эконом нарушил его благословение, укорил его в непослушании. Эконом монастыря был сильно возмущен этим, говорил, что он потратил столько сил, вложил много денег в строительство, провел очень масштабные работы, а его труды не оценили. Он ожидал похвалы, а получил укор, за что затаил смертельную обиду на игумена, не общался с ним и вообще ничего не хотел слышать о примирении.

Пришло время, и игумен умер. Перед своей смертью он несколько раз призывал эконома примириться, но тот так и не захотел. Надо сказать, что эконом прожил еще недолго и умер вскоре после своего настоятеля. И по обычаю его захоронили у стен монастыря. Но через три года, когда стали его останки извлекать, картина была плачевная. Когда могилу вскрыли, там был смердящий черный труп.

Дело в том, что на Афоне есть особый обычай: когда умирает монах, его заворачивают в монашескую мантию и погружают в могилу. Гробов там не делают. Через три года останки из могилы извлекают. Обычно за это время плоть истлевает полностью, и остаются только косточки. Их помещают в усыпальницу монахов, так называемую костницу. По косточкам определяют, насколько человек угодил Богу. Если они белые – человек спасся, если же косточки желтого и даже коричневого оттенка – это означает, что человек не просто угодил Богу, а достиг святости, стяжал благодать Святого Духа. И такие косточки, их уже можно назвать мощами, благоухают и несут благодать исцеления. Но если вдруг происходит так, что плоть не истлевает, это говорит о том, что человек находится не в лучшем состоянии и душа его не в лучшем месте. То есть он не спасся, и за него нужно усердно молиться. И тогда все монахи Афона молятся за этого человека, и, как правило, по молитвам святогорцев все-таки происходит спасение его души.

Так вот, эконома снова закопали и начали всей Святой горой молиться о его спасении. И так поступали трижды, но когда извлекали останки – труп был таким же зловонным и черным. Тогда по распоряжению нового игумена останки отвезли подальше от монастыря и погребли в море. Вот такой был случай. Эконом не захотел просить прощения, и Бог его не принял. А ведь он явно был виноват – преступил благословение.

Поэтому очень важно прощать других и еще не менее важно иметь послушание. Это – восьмое таинство. Через послушание сокрушается человеческая гордыня, а монах становиться подобен Христу, потому что Он был послушен Богу Отцу до самой смерти. Христос мог бы сделать так, чтобы не страдать на кресте. Он мог бы всех испепелить, казнить тех, кто мучил его, но Он этого не сделал. Должны были исполниться Писания, Господь должен был страдать и идти на смерть, чтобы спасен был человек, чтобы исцелена была наша падшая, поврежденная природа. Поэтому очень ценно святое послушание. А за нарушение послушания и за нежелание прощать человека ждет горькая участь. Я вам это все говорю, чтобы и вы старались прощать.

Бог – наш Отец. Так мы обращаемся к нему в молитве «Отче наш». Это возможно только в христианстве. Ни одна другая религия Бога Отцом не называет. А что такое отец для нас? Он всегда любит, он всегда поймет, он всегда простит. Бог для нас родной. И в этой молитве мы просим Его, чтобы Он простил нам наши долги, то есть грехи, потому что и мы прощаем тем, кто грешит против нас. А если мы не простим, то и Бог нас не простит. Когда мы идем на исповедь, нам надо сначала со всеми примириться. Если мы этого не сделаем, тогда мы не можем надеяться, что Бог нас простит. Бог всегда любит человека, и готов его прощать, но когда человек сам не прощает кого-то – сердце его закрыто для благодати Божией. Она не войдет в наше сердце и не очистит его от грехов. Прощайте и прощены будете».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.