Епископ Варнава совершил Божественную литургию в Свято-Успенском монастыре – Флорищевой пустыни

15:03, 8 апреля 2019

Текст Алексея Еремина

7 апреля, в двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в Свято-Успенском мужском монастыре – Флорищевой пустыни. Обитель расположена в Володарском районе Нижегородской области (Благовещенское благочиние Выксунской епархии).

Богослужение состоялось в главном храме обители, посвященном Успению Пресвятой Богородицы.

Накануне вечером в том же храме Его Преосвященство возглавил всенощное бдение.

Правящему архиерею сослужили клирики епархии. В обитель в праздничный день прибыли паломники из Дзержинска и Нижнего Новгорода.

Поздравляя их с праздником, владыка в своем архипастырском наставлении отметил:

«Сегодня для всех нас радостный день. Сегодня мы чтим память Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Праздник Благовещения всегда совершается в Великую Четыредесятницу и всегда в один и тот же день — 7 апреля. В момент Благовещения произошло непорочное зачатие, когда Дух Святой нашел на Матерь Божию и сила Вышнего осенила Ее. Через девять месяцев родился Спаситель и Господь наш Иисус Христос. Можно спорить, точная ли это дата, но в этом нет какого-то принципиального значения. Важное значение имеет то, что Дева Мария, будучи свободным человеком (ведь Бог сотворил человека со свободной волей), согласилась принять в себя Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он воплотился от Ее тела и крови, чтобы Она дала Ему свою плоть и кровь. Этот диалог Архангела Гавриила с Божией Матерью сам по себе очень удивительный. Действительно, Матерь Божия очень непосредственно отнеслась к этому явлению. Она сначала очень испугалась, потому что явление ангела – это страшное явление. Он успокаивал ее словами «не бойся» (Лк 1:30) и продолжал говорить. Она думала над его словами, размышляла. Архангел сказал, что Ее родственница Елизавета также не верила, не знала, не могла себе этого даже представить, и оказалась беременна, потому что у Бога не остается бессмысленным никакое слово, потому что любая молитва слышна Богу. После этого Матерь Божия изрекла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38).

Эти слова стали символом и воплощением всей Ее жизни. Именно поэтому мы Матерь Божию почитаем за Ее удивительную чистоту и покорность воле Божией. Мы очень своевольны, а Пресвятая Богородица всю свою жизнь отдала на служение Богу.

Этот праздник, как поется в тропаре, «спасения нашего главизна», то есть основа нашего спасения. Это событие очень существенно повлияло на спасение людей. А что такое благая весть? Мы Евангелие называем благой вестью. Благовещение Пресвятой Богородице тоже было благой вестью, так как это событие, этот разговор Архангела Гавриила и Божией Матери всем нам даровал спасение, в котором Предвечный Бог, находящийся вне времени, стал человеком. Он рождается во времени, воплощается, становится таким же, как мы, и через Божию Матерь мы обретаем спасение во Христе. Это очень важно, и поэтому каждый из нас достигает Царствия Божиего только через Боговоплощение, предтечей которого послужило событие Благовещения. Поэтому в царских вратах, как вы знаете, всегда изображается событие Благовещения Пресвятой Богородицы. Царские врата символизируют вход человека в Царствие Божие. Центральным событием этого входа является как раз Благовещение. На одной створке изображается Архангел, на другой — Матерь Божия, которая внимает его гласу.

Это удивительный праздник, который очень почитается на Руси. В народе говорят, что в это время девица косу не заплетает и птица гнезда не вьет. Да, действительно, событие Благовещения настолько для нас значимо, настолько глубоко, настолько прекрасно воспоминание об этом, настолько это духовно, что человек в этот день не может заниматься каким-то обыденным трудом. Это принижает его естество, которое должно находиться в это время в богомыслии.

Праздник Благовещения — это весна жизни для каждого человека, который познает Бога. Этот праздник знаменателен еще и тем, что, почитая Божию Матерь, мы чтим и Спасителя, родившегося от Нее. Вспоминая о Спасителе, опять же мы возвращаемся к Матери Божией. Мы причащаемся Тела и Крови Христовых. А кто дал Спасителю нашему тело и кровь? Матерь Божия. Она в этом смысле тоже является предтечей, виновницей, но не в смысле вины, а в смысле начала этому удивительному Таинству, которое нас соединяет с Богом, которое нас роднит с Богом, и без которого ни одному человеку невозможно войти в Царство Небесное. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Кто причащается, везде будет спасен, а кто не причащается, не думаю, что будет спасен». Для этого Господь воплотился и пострадал, чтобы мы имели возможность приобщаться Его Плоти и Крови. Тем самым нам сообщается Его природа, природа нового Адама, безгрешного человека, победившего в себе первородное повреждение, которое на каждого из нас влияет и не дает стяжать нам Царствие Божие, которое, как мы знаем, стяжается большим духовным трудом. Поэтому мы славим сегодня Спасителя, славим Матерь Божию.

Сегодня не так много было причастников, как можно было бы ожидать в Великий пост. Еще две недели осталось Великого поста, затем будет Страстная седмица. Надо постараться хотя бы в эти дни потрудиться и подвизаться духовным подвигом, чтобы укрепить нашу веру, чтобы победить наши немощи, и чтобы через это наши души и наши тела смогли воспринять тот мир и любовь, которые Господь готов нам дать, если мы будем к этому готовы. Помоги нам в этом, Господи, Пресвятая Богородица, спаси нас».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.