В праздник Обрезания Господня митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Саровской пустыни

16:54, 14 января 2018

Текст Надежды Муравьевой

14 января, в праздник Обрезания Господня, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Свято-Успенском мужском монастыре – Саровской пустыни. Богослужение состоялось в храме в честь преподобного Серафима Саровского.

Главе Нижегородской митрополии сослужил игумен Никон (Ивашков) (Свято-Успенский мужской монастырь – Саровская пустынь), благочинный Саровского округа протоиерей Александр Долбунов, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Нижегородской епархии протоиерей Александр Малафеев, клирики Саровского благочиния.

За литургией вместе с прихожанами молились глава города Сарова Александр Тихонов, директор по развитию производственной системы Госкорпорации «Росатом» Сергей Обозов, почетный научный руководитель Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Радий Илькаев, заместитель директора РФЯЦ-НИИЭФ Юрий Якимов, воспитанники и педагоги казачьего кадетского класса при Саровской пустыни, участники проходящей в Сарове ученической исследовательской конференции «Серафимовские чтения» – учащиеся и педагоги православных гимназий и светских школ из разных городов России.

По окончании богослужения игумен Никон поздравил владыку Георгия с праздником, поблагодарил за заботу об обители и преподнес заздравную просфору и образ Божией Матери «Умиление», написанный в монастыре. Поздравили главу митрополии и воспитанники Саровской православной гимназии.

Затем к присутствующим обратился митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Сегодня мы отмечаем праздник Обрезания Господня. Эта дата всегда приходится на святые дни, связанные с великим событием, случившимся более двух тысяч лет назад, – Рождеством Христовым. Народ иудейский ждал Мессию, но узнав о Его рождении, не принял Его. Правитель Ирод, боясь потерять власть, повелел убить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже, надеясь, что среди них окажется Царь Царей. И вот 14 тысяч детей были погублены. Почему это произошло? Потому что огрубели сердца человеческие, затуманились очи сердечные и притупился духовный слух. Ирод и его приближенные возлюбили земное больше небесного. Но чем мы лучше Ирода, если миллионы детей в нашей стране ежегодно убиваются в материнских утробах? Только оставаясь твердыми в исполнении заповедей, крепкими в уповании на Господа, мы призовем в наши семьи мир и на землю нашу Божие благоволение».

Владыка Георгий и почетные гости посетили келью преподобного Серафима Саровского, над которой возведен Серафимовский храм, а потом все дети, присутствующие на службе, получили от нижегородского архипастыря сладкие подарки.

Справка

В ночь с 13 на 14 января в России традиционно отмечается неофициальный праздник – старый Новый год. Это Новый год по юлианскому календарю (по старому стилю). В России традиция отмечать старый Новый год возникла после введения в 1918 году григорианского календаря.

Русская Православная Церковь в первый день старого Нового года (14 января) празднует Обрезание Господне и память святителя Василия Великого.

Юлианский календарь появился в 45 году до н. э., во времена правления Юлия Цезаря. Астрономы этого правителя создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем. Эта система была наиболее точной для тех времен. Каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней.

В 1582 году папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления: он удалил из этого года 10 дней (с 4 по 14 октября) и предложил считать високосным годом уже не каждый четвертый, как в юлианском календаре. Согласно григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Исторические даты после III века нашей эры переводятся в современное (григорианское) летосчисление прибавлением к дате разницы, свойственной данному столетию. Для ХХ и ХХI веков разница составляет 13 дней.

После введения в России 24 января 1918 года григорианского календаря Всероссийский поместный собор принял решение, что «в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководствоваться старым стилем». 15 марта 1918 года на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме было принято следующее решение: «Ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности, с церковно-канонической точки зрения, скорого самостоятельного решения его Русскою Церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей, оставить в Русской Православной Церкви юлианский календарь во всей его полноте».

В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было установлено, что Пасха, как и все переходящие церковные праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие – по календарю, принятому в Поместной Церкви.

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.