Сегодня Православная Церковь отмечает праздник Преполовения Пятидесятницы

08:00, 18 мая 2011

Сайт Нижегородской епархии. Текст Светланы Высоцкой.

Сегодня Православная Церковь отмечает праздник Преполовения Пятидесятницы. О нем рассказал клирик нижегородского храма в честь преподобного Сергия Радонежского иерей Игорь Балабанов:

«В среду 4-й седмицы после Пасхи Православная Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Название праздника — Преполовение — означает половину срока, то есть середину по времени между двумя величайшими праздниками — Пасхой и Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи.

Наименование праздника Церковь заимствовала из Священного Писания, где в Евангелии от Иоанна говорится о том, как Иисус Христос в дни земной жизни, в третий год Своей евангельской проповеди, в преполовение ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил (Ин 7: 14–36). Иудеи, слушая поучение, которое Господь произносил в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?». Именно от Божественного учения Господа Преполовение стало праздником для Церкви Христовой.

Ветхозаветный праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, установленных в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствований их по пустыне и особенно в память показанной на горе Богом Моисею кущи, по образу которой Моисей поставил скинию.

Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, который позже символически оказался связанным с христианским праздником Преполовения, был обряд торжественного возлияния воды.

Новозаветный праздник Преполовения Пятидесятницы своими корнями уходит в первые века христианства. О нем, в частности, упоминал в своих поучениях святитель Иоанн Златоуст.

В V веке святитель Анатолий Константинопольский, в VII — преподобный Андрей Критский, в VIII — преподобный Иоанн Дамаскин, в IX — преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение Пятидесятницы в духовных песнопениях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа в этот день.

Праздник Преполовения связывает два великих христианских торжества — Пасху Христову и день Сошествия Святого Духа: вместе с продолжающимся чествованием первого из них в Преполовение напоминается и о приближении второго, а также и праздника Вознесения Господня.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды Ангелом в купели Силоамской и Божественное учение Иисуса Христа, которое Он Сам уподоблял воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами бла очестия» («Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин 7: 37).

По установленной в древности традиции в этот день также совершаются крестные ходы из храмов на водные источники для освящения воды. Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя как Мессии, пославшего Своим ученикам Святого Духа.

На иконе «Преполовение Пятидесятницы» мы видим Иисуса Христа в юном возрасте поучающим старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображено на фоне храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает по всей высоте красный плат — символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы, зеленый,— символ обновления жизни».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.