В Нижегородском государственном педагогическом университете состоялось отчетное собрание о реализации стратегии развития вуза

14:54, 2 декабря 2014

Текст Игоря Чистякова

2 декабря в актовом зале Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) имени Козьмы Минина прошло первое ежегодное собрание с публичным отчетом о реализации стратегии развития вуза на период с 2013 по 2023 годы.

В мероприятии приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, председатель комитета областного Законодательного собрания по социальным вопросам Ольга Щетинина, президент НГПУ Лев Шапошников, ректор НГПУ Александр Федоров, заведующий кафедрой макроэкономического анализа, заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов. В зале собрались профессора, доценты, аспиранты, студенты Мининского университета.

На экране, установленном в зале, были продемонстрированы кадры, повествующие о развитии вуза и о первостепенных задачах, которые сейчас стоят перед ним. В НГПУ реализуются передовые идеи. В частности, инклюзивное образование, включающее в себя полноценное погружение в учебный процесс студентов с ограниченными возможностями. При таком подходе студент не испытывает никаких препятствий при обучении. Из проблем, которые необходимо решать вузу, – недостаточный международный обмен студентами и изучение иностранного языка на уровне свободного владения.

В своем выступлении Александр Федоров рассказал о новаторском подходе к образовательному процессу. По его словам, при применении новых подходов университет опирается на опыт других высших учебных заведений.

«Масштабное обновление научно-педагогического персонала было одной из принципиальных задач, которую мы решали, — отметил ректор. – Эта задача по-прежнему стоит перед нами. В объединенном вузе, после присоединения к НГПУ Нижегородского индустриально-педагогического института, проблема существует два года. Сейчас, по результатам внедрения современной педагогической модели, уже можно сказать: 25 процентов наших преподавателей являются лидерами и тянут за собой всех остальных, 25 процентов не могут взять барьеры рейтинга. Наша задача – создать в вузе такие условия, чтобы стимулировать саморазвитие персонала. Весь 2015 год мы будем решать эту задачу».

Александр Федоров считает, что если студента будет учить посредственный преподаватель, то он подготовит и посредственного выпускника, и молодой посредственный учитель придет в школу. Надо разорвать этот порочный круг, уверен ректор.

Взявший слово доктор педагогических наук профессор Сергей Наумов напомнил, что областное правительство, насколько это возможно, всегда старалось уделять большое внимание подготовке педагогических кадров в регионе. Несколько лет назад в Нижегородской области заработала программа поддержки молодых специалистов.

Как сказал Сергей Наумов, в стенах НГПУ прошли встречи губернатора Валерия Шанцева с преподавателями и студентами, и будущие учителя задавали главе региона вопросы, без решения которых увидеть молодых педагогов в стенах школы было бы затруднительно. Речь шла об уровне зарплаты, жилье, оплате коммунальных услуг, и губернатор не уходил от острых тем.

По областной программе поддержки учителей было сделано немало: участники проекта получали жилье, земельные наделы, автомобиль. По словам министра образования, сейчас в эту программу желают попасть более 1000 потенциальных выпускников-педагогов. Еще не все болевые моменты решены, и правительству области есть над чем работать, добавил профессор.

«В нашем обществе есть большая надежда на образование, на просвещение, — сказал в своем выступлении митрополит Георгий. – Нам необходимо действительно формировать человека, который бы понимал, на какой земле он живет и для чего он пришел в этот мир. Одна из главных проблем нашего сегодняшнего общества – в том, что дети перестали быть главным в нашей жизни. Произошла трансформация мировоззренческих установок.

Средние школы во многих случаях пока еще похожи на поношенный портфель. Хорошо, что государство наконец-то стало финансировать наши школы. Потому что как финансируем школы – такой результат и получаем. И задумываешься: зачем нам сегодня все эти проекты – мосты, нефтепроводы, заводы, если детей не будет? А если дети — не главное, то зачем нам и школы, и университеты?

На недавней встрече Президента России с ректорами вузов федеральный министр образования заговорил о том, что вузы должны зарабатывать деньги. На это глава государства ему сказал: университеты должны тратить выделяемые деньги и готовить специалистов. Только когда государство, общество поймут, что главное – это человек, тогда и возможен успех. Хочу пожелать педагогическому университету успехов в его благих начинаниях».

На мероприятии выступили Ольга Щетинина, заверившая, что Законодательное собрание станет партнером НГПУ, и Лев Любимов, поделившийся опытом организации учебного процесса в вузах Москвы.

По окончании выступлений было под писано соглашение между НГПУ и министерством образования области о создании педагогического кластера. Подписи под документом поставили Сергей Наумов и Александр Федоров.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.