В праздник Воскресения Христова митрополит Георгий возглавил богослужения в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода

27 августа. Александро-Невский кафедральный собор Нижнего Новгорода (фото Сергея Лотырева)
04:31, 19 апреля 2020

Текст Надежды Муравьевой

В ночь на 19 апреля, праздник Светлого Христова Воскресения, в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил череду богослужений – Пасхальную полунощницу, утреню и Божественную литургию.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора (регент — Кира Молева).

В этом году праздничное Евангелие прозвучало на 11 языках: греческом, латыни, иврите, английском, немецком, болгарском, белорусском, польском, украинском, грузинском и церковнославянском. Чтение пасхального Евангелия на разных языках – давно установленная традиция в память о том, что оно должно быть проповедано во всех народах.

Во время богослужения было зачитано Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла.

Глава Нижегородской митрополии поздравил всех со светлым праздником Пасхи Христовой. «Пусть благая  весть о Воскресшем Спасителе, – сказал он, – входит  в ваши сердца, освящает ваши души и  вселяет  в них  радость, надежду и  утешение. С праздником! Христос воскресе!»

В конце богослужения митрополит Георгий совершил освящение артоса.

Напомним, с 15 по 19 апреля во всех храмах и монастырях Нижегородской епархии богослужения совершаются при участии только клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. Решение принято согласно предписанию, полученному Нижегородской епархией от руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области – главного государственного санитарного врача по Нижегородской области Наталии Кучеренко.

C 3 апреля нижегородцы имеют возможность следить за ходом богослужений дистанционно, оставаясь дома в связи с неблагоприятной эпидемической обстановкой. По благословению митрополита Георгия прямые эфиры богослужений из кафедрального собора в честь святого благоверного князя Александра Невского транслируются телеканалом «ННТВ» и информационным агентством «Время Н», на телеканале «Нижний Новгород 24», а также на паломническо-туристическом портале «Серафимова земля». Доступ к трансляции предоставлен порталом «Серафимова земля» и ПАО «Ростелеком». С графиком трансляций можно ознакомиться на сайте Нижегородской митрополии. На портале «Серафимова земля» транслируются все уставные богослужения, совершаемые в кафедральном соборе. В дальнейшем этот портал планирует проводить онлайн-вещание также из других храмов Нижегородской области.

4 апреля митрополит Георгий выступил с обращением к нижегородцам в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, призвав на весь период пандемии совершать особое домашнее молитвенное правило.

Справка

Пасха, Светлое Христово Воскресение – главный христианский праздник, Торжество Торжеств. Спаситель мира – Сын Божий Иисус Христос – воскрес в третий день после Своей Крестной смерти и восстановил связь человека с Богом, утраченную после грехопадения первых людей. Своим Воскресением Господь открыл человечеству дорогу в Царствие Небесное, до этого недоступную. Само слово Пасха значит «переведение», «переход»: от небытия — к бытию, из ада — на небо, от смерти и тления — к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека.

Евангелие повествует, как по прошествии субботы, на рассвете первого дня недели жены-мироносицы пришли ко Гробу Учителя, чтобы умастить Его Тело благовонным миром, и первые на земле получили ангельскую благую весть: «Он воскрес!»

Пасхальная служба полна ликованием о Воскресшем Христе. Череду праздничных богослужений открывает Пасхальная полунощница.

В ее начале посередине храма, перед  праздничной  иконой  находится Плащаница – украшенный вышитый плат с изображением Христа, лежащего во гробе. Основная часть Пасхальной полунощницы – чтение священником канона Великой субботы, повествующего о погребении Христа. В конце богослужения через Царские врата Плащаницу заносят в алтарь и полагают на престоле. Она останется там до праздника Вознесения Господня в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

В полночь начинается крестный ход вокруг храма. Он символизирует переход от мрака язычества к свету христианства и освещается горящими свечами в руках молящихся. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, окруженное верующими, под радостный звон колоколов выходит из храма, будто навстречу грядущему Спасителю, с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Обойдя вокруг храма, крестоходцы останавливаются в притворе перед закрытыми дверьми, символизирующими сейчас вход ко Гробу Господню. И вот раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» Раскрываются двери, и крестный ход входит в храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Далее следует Пасхальная утреня. На ней поется пасхальный канон из восьми частей – сочинение святого Иоанна Дамаскина, жившего в IX веке в Сирии. На каждой песни канона священнослужители с крестом и кадилом обходят всю церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают «Воистину воскресе!» Эти многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.

Затем поются торжественные пасхальные стихиры. В конце утрени торжественно читается особое «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоустого, рассказывающее о духовной сути праздника Пасхи: «Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа? Христос воскрес – и ты низвержен! Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и радуются ангелы! Воскрес Христос – и торжествует жизнь! Воскрес Христос – и никто не мертв во гробе: ибо Христос, восстав из мертвых, стал Первенцем из умерших (1Кор 15:20). Ему слава и держава во веки веков! Аминь».

После  утрени начинается Пасхальная литургия.Во время нее царские врата, северные и южные двери алтаря остаются открытыми в знак того, что Небо нам ныне отверсто. Закрываются царские врата лишь через неделю, в субботу после литургии.

Пасхальная Литургия, совершаемая но чину святого Иоанна Златоуста, вся проникнута радостью Воскресения, о чем свидетельствует частое повторение Воскресного тропаря и других пасхальных песнопений.

Вместо Апостольского чтения читается 1-я глава Деяний, повествующая о явлениях Спасителя ученикам по Воскресении, о повелении Его не отлучаться из Иерусалима и ожидать исполнения данного Им обещания о ниспослании Духа — Утешителя.

Евангельское чтение Пасхальной Литургии говорит нам не о Воскресении. Но читаемая первая глава от Иоанна, начинающаяся словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»(Ин 1:1), является высшим откровением об истине, лежащей в основе всей Евангельской истории. Евангелие обычно читается на разных языках в ознаменование вселенскости христианства.

В конце службы освящается особый хлеб, напоминающий огромную просфору — артос, что в переводе с древнегреческого и означает «хлеб». Его будут всю будущую неделю – Светлую  седмицу – носить на крестных ходах, а разрежут и раздадут людям в Светлую субботу. Вкушают кусочки артоса с молитвой и благоговением.

Празднование Воскресения Христова не заканчивается Светлой седмицей. Чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается в течение 40 дней – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа, и завершается в среду шестой недели (седмицы) по Пасхе, накануне праздника Вознесения.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.