Ни страха Божия, ни радости

16:37, 23 января 2020

В Православной Церкви существует семь таинств. Все они необходимы и важны, но есть среди них одно, которое является венцом остальных, самым главным и самым же загадочным, — это Святое Причастие, или Евхаристия. Как часто нужно к нему приступать? Как правильно готовиться? Как дольше сохранить в себе радость единения с Богом? На вопросы наших читателей отвечает настоятель Крестовоз­движенского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Хожу в разные храмы. В одном священник говорит, что не надо причащаться слишком часто, иначе это превратится в обыденность. В другом, наоборот, батюшка вспоминает первых христиан, которые причащались каждый день. Кого же слушать? Есть ли единое мнение Церкви по этому поводу?

— Универсального рецепта по причащению для разных людей нет и не может быть. Да, первые христиане причащались очень часто и не смущались этим. Где-то с ХVIII столетия появилось мнение, что причащаться надо реже, достаточно пяти, а то и одного раза в год. Мне лично по душе размышление по этому поводу праведного Иоанна Кронштадтского. Он писал так: «Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только причащаться раз в год, и только старым во все посты, что часто причащающиеся с ума сходят. Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразумие! А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причащению?.. Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз в год только очищаться? Лепо ли это? Не часто ли вы моете тело в бане, и лицо каждое утро? Душу ли не омывать, постоянно оскверняемую грехами, каждый день? Нелепые, бессмысленные люди, думающие, да еще говорящие безумно; невежды они, не понимающие потребности души человеческой. Жестоки они! Они не познали духа Христова». Делайте для себя выводы.

Почему нет радости от причастия? Готовлюсь по всем правилам, жду, а когда прихожу на литургию, нет ни страха Божия до, ни радости после.

— Такое может быть, если ко причащению мы готовимся формально. Вроде, попостились, все прочитали, что нужно… Но чувства, что мы вот сейчас соединимся со Христом, нет. А это чувство и есть тот страх, о котором говорится в молитве: «со страхом Божиим и верою приступите». Когда нет искренней любви к Богу и ближнему, искренней веры — того, что составляет страх Божий, остается лишь языческая боязнь что-то сделать не так. Вот от чего нужно освобождаться, приобретая свободу во Христе. Господь сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32). Чтобы получить всю полноту от единения со Христом, нужно правильно понимать и Его жертву, и Его учение — что Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин 14:16). А причастие не таб­летка, приносящая веселье, а большая ответственность: Хрис­тос во мне! Именно это и дает великую радость.

Насколько строгим должен быть пост перед причастием? И сколько дней он должен длиться?

— Христианин призван всегда относиться строго к своей духовной жизни. Пост же, как известно, прежде всего и способствует особому вниманию к душе. Перед причастием мы постимся неделю, то есть воздерживаемся от скоромной пищи, развлечений и т.д. Это нужно для того, чтобы более тщательно очистить покаянием свою душу. Больным людям допускается послабление в физическом посте — он может длиться три дня или даже один, в случае тяжелых заболеваний. В эти дни мы также читаем покаянные каноны, накануне участвуем в богослужении, исповедуемся, а затем на Божественной литургии причащаемся святых Христовых Таин, если к тому нет препятствий, на которые нам указывает принимающий исповедь священник. Более подробно о подготовке к причастию написано в полном молитвослове и других изданиях на эту тему.

Слышала, что есть особые дни, когда причащаться нужно обязательно…

— Таких дней нет. Есть традиция причащаться Святых Таин в праздники, а особенно в Великий четверг в память о Тайной вечере. Но и это традиция. Верующий человек сам определяет потребность приобщиться ко Христу в зависимости от вектора своей души и состояния совести.

Мама считает, что если служит архиерей, то причащаться нужно именно у него, так как это причастие сильнее. А у Патриарха тем более. Так ли это?

— Нет, это не так. Тело и Кровь Христовы во всех Чашах одинаковы. Не бывает «сильного» или «слабого» причастия. Такое мнение — звонок из оккультного мира. Магизм, к сожалению, не редкое, хотя и нежелательное явление в Церкви Христовой.

В нашем храме говорят, что после причастия нельзя прикладываться к иконам и целовать кого бы то ни было, даже ребенка. Это правда? И почему после причастия нельзя делать земные поклоны?

— Предрассудков в церковной жизни немало. Вы назвали один их них. Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священника, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. Да, от земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню — Тело и Кровь Господа. Но даже если вы и сделали земной поклон вместе со всеми в храме, ничего страшного не произошло. Самое главное — быть в радостном настроении, благодарить Бога и хранить благодать благочестивым поведением.

Как правильно готовиться к причастию на сплошной седмице, когда по уставу пост не положен?

— Смотря какая к тому причина. Раз на сплошной седмице литургия совершается, это значит, что Церковь благословляет причащение верующих. Бывают обстоятельства, когда человеку очень нужно причаститься, укрепить свои духовные и физические силы, и тут сплошная седмица, когда отменен физический пост. Это не может быть препятствием к причащению. В этом случае и пост возможен, и молитва, конечно. Думается, достаточно накануне воздержаться от скоромной пищи и развлечений. Но, если нет необходимости, то почему не причаститься через неделю? А вообще, это вопрос пастырской практики, и решается он духовным наставником или священником, к которому обращается желающий причаститься. Главное здесь не в диете, а в испытании совести и стремлении быть со Христом. «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор 11:28).

Как готовиться к причастию на Пасху? Какое молитвенное правило читать? Когда исповедоваться? Как поститься? Обычно причащаются натощак, но как быть, если причастие — ночью?

— Есть такое понятие — литургический пост, то есть полное невкушение пищи и пития. Его продолжительность перед причащением — шесть часов. Значит за шесть часов до предполагаемого причастия (точное его время можно уточнить в храме заранее) можете перекусить (не наедаться, конечно). А исповедь бывает в каждом храме в свое время, которое указывается в расписании богослужений. Молитвенное правило ко причащению обычное.

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.