О способах усилить молитву

16:51, 12 марта 2020

Накануне Великого поста подошла ко мне одна из прихожанок,
которая недавно похоронила дорогого тестя, и спросила о том, как ей усиленно помолиться
об усопшем в великопостный период, когда заупокойные службы сократились до краткой
литии и трех «родительских» суббот сугубого поминовения. Еще спросила, где ей можно
заказать «царские литургии» и что такое проскомидия. Ей, мол, кто-то посоветовал
это сделать, чтобы тестю «там» стало полегче. Посоветовав ей чтение Псалтири об
усопшем как один из важных способов молитвенного поминовения, я заметил, что она
не первая, кто уже наводил справки о «царской литургии». Пришлось подробно рассказать
ей о том, какие литургии служатся в Церкви. И поскольку время от времени продолжаешь
слышать о так называемых «царских» службах, думаю, полезно и нашим читателям прояснить
этот вопрос.

Благодатнее обеден?

В богослужебном уставе
термина «царская литургия» мы не встретим. Мы знаем и служим Божественные литургии
Иоанна Златоустого, Василия Великого, литургию Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова,
папы Римского. Но, как уже говорилось, встречаются в околоцерковной среде мифы о
некоей «царской» литургии «с проносом (?), которая «благодатнее (?!) заказных обеден».
Задаваясь вопросом, что это может означать, лично я ответа не находил. По-видимому,
это одно из суеверных явлений в церкви,
коих несть числа.

Правда, у преподобного Феодора Студита в «Подвижнических наставлениях монахам»
(Слово 59 // Добротолюбие. Т. 4. — М.: Паломник, 2000) упоминание о царской литургии
встречается: «Завчера, по повелению владыки нашего, вышел я из монастыря, взошел
в патриархию, а оттуда к царской литургии. Весь день провел я там и видя видел виды
и лица, кружение мирских дел и хлопотливость, туда и сюда гоняющую людей, их многоглаголание,
многозаботливость и мирские сговоры: и это во дни честной и св. четыредесятницы.
Отстранило это меня от обычного настроения, уши мои оглашались странными глаголаниями
и очи мои развлекались многими и разнообразными фантазиями. И теперь еще чувствуется
это во мне; и я пользуюсь настоящим благовремением, чтобы высказать это вам. Как
из облака сгустившегося ниспадают капли дождевые, так при стесненном сердце капали
слезы из очей моих, и я, испустив вздох из глубины сердца моего и утишив волнение
помыслов моих, молитвенным горе восхождением возблагодарил Господа и ублажил вас,
что вышли вы из среды таковых и отлучились от них, и отреклись от самого даже прикосновения
к нечистоте мирской, пребывая на поприще подчинения, каждо­дневно борясь с искушениями
терпения, и в духе восходя на высоту добродетелей богоугодным благонастроением и
благоповедением».

Судя по обстоятельствам, которые описывает преподобный Феодор: стечение народа,
суета, — речь шла о литургии, на которой присутствовал
царь, отсюда, видимо, и множество зевак. В церковном же уставе есть чинопоследование
с приставкой «царский», но это касается не литургии, а часов.

Часы простые и царские

Часы (первый, третий, шестой и девятый) — это краткие богослужения, установленные
Церковью для воспоминания некоторых священных событий. На первом часе вспоминается
изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем — сошествие
Святого Духа на апостолов, на шестом — распятие Господа Иисуса Христа, на девятом
— Его крестная смерть. Все эти события связаны с исчислением времени по древнему
иудейскому обычаю, а в современной традиции им соответствует иное время. Так, первый
час отправляется по завершении всенощного бдения, после утрени; третий и шестой
— непосредственно перед литургией; Девятый по уставу должен вычитываться в начале
всенощного бдения, перед вечерней. Молитвенную основу часов составляют псалмы (на
каждом — по три), а также песнопения текущего дня — тропари и кондаки.

Трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в бого­служебных
книгах называются Великими, а в народе — царскими.
Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном
соборе был обязан присутствовать сам император, для того оставлявший все государственные
дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные
государи неукоснительно следовали этому правилу.

Итак, царские часы совершаются
накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января),
и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую пятницу — ради Страстей
Господних.

От обыкновенных, будничных часов Царские часы отличаются чтением некоторых
особых псалмов взамен обычных, а также особыми песнопениями. Помимо псалмов на каждом
часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия — отрывок
из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола
и Евангелия. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма,
перед Евангелием, положенным на аналое. Чин царских
часов составлен святителем Кириллом Александрийским. Софроний, патриарх Иерусалимский,
написал для них некоторые песнопения.

В Великую пятницу царские часы
совершаются по чину святого Кирилла Александрийского. Они заключаются чтением «блаженн»,
как и перед Преждеосвященной литургией, и многолетием. Служба часов по уставу начинается
во втором часу дня или, по-нашему счету, в восьмом часу утра. Кроме того, поются
особые тропари. Если какой-либо из сочельников выпадает на субботу или воскресенье,
царские часы переносятся на предшествующую
пятницу, и в этот день не бывает литургии.

Теперь в России нет благоверных государей, но царские часы не престают быть «царскими»: в храмах Своей благодатью присутствует
Царь Небесный. Именно с них начинается празднование Рождества Христова и Крещения
Господня, именно ими предваряется Пасха. Царские часы Страстной пятницы и Рождества
Христова были составлены патриархом Софронием Иеру­салимским (=644) в первой половине VII века.
Их глубокое сходство призвано обозначить начало и завершение спасительного прохождения
Бога через наш мир, которое завершается торжеством Креста и Воскресения.

Время для живых

Почему же народное
сознание усмотрело какое-то особое свойство царских
часов для сугубого поминовения покойников? Может быть, потому, что именно во время
чтения часов происходит проскомидия (от греч. «приносить») — первая часть литургии, когда готовятся хлеб и вино для совершения
таинства Евхаристии и священник вынимает частицы из просфоры, поминая живых и усопших.
И это очень важный момент в богослужении на каждой литургии, если это не литургия
Преждеосвященных Даров, где нет проскомидии как таковой.

Для проскомидии, кстати, используются пять служебных просфор и неограниченное
число простых, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших. В некоторых
храмах сохранилась традиция: простые просфоры верующие подают вместе со списками
имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии. В обычной же практике просфоры
уже находятся в алтаре, и прихожане просто подают записки с именами через «ящик».

Великим постом, подчеркнем, богослужебное время для заупокойных служб сокращается
и как бы отдается нам, живущим, для покаяния. Будем же благоразумны и не расточим
бесплодно этот драгоценный дар времени.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.