Ограничения ради внутреннего преображения

17:08, 29 апреля 2020
О схожих свойствах карантина и Великого поста

Говорят: бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться. И кто из нас хоть раз не произносил это: «Не ходить бы сегодня на работу!» И вот оно — настало время, когда это стало возможно. Да что на работу! Просто вый­ти из дома стало проблематичным. Новые условия быта только на первый взгляд кажутся обычными — все дома. Но это когда все дома в выходной день, и то… вышел в магазин, в спортзал, в гараж, в кино. А здесь все — в замк­нутом пространстве квартиры. И не важно, большая это семья или из двух человек. Об одиноких поговорим в другой раз.

Без подготовки

Непрерывное пребывание друг у друга на глазах в течение многих дней. Кто-то скажет: ну, и что тут такого? А вот у космонавтов есть специальные программы, которые исследуют поведение как в замкнутом пространстве, в одиночестве, так и в социуме, где возникают проблемы иного порядка. Людей обучают специально, как вести себя в таких условиях, тренируют. А мы? Многие из нас просто «вляпались» в этот карантин, будучи совершенно к нему не подготовленными.

Все чаще стали поступать вопросы типа: «Батюшка, что делать? Пасха настала, разговелись, теперь опасаемся, как бы друг друга не сожрать, сил нет дома постоянно сидеть». Утешая сам себя, говорю, что, конечно, это же не у всех. Но, все равно беспокойство сильное за людей, если даже небольшая часть населения испытывает стресс от постоянного, каждодневного присутствия «родных и близких».

Что тут посоветуешь? Во-первых, нам необходимо понять, что если б мы были, как говорят, практикующими христианами, не голословно исповедующими Христа, а своей жизнью, то проблема общежития в долгом временном периоде замкнутого пространства не так остро бы коснулась всех нас.

Во-вторых, хорошо бы учесть, что эта проблема не нова и имеет свои варианты решения. Даже первые монахи давали себе «отпуск» друг от друга, расходились по пустыням на время Великого поста. Вот к их опыту я и посоветовал бы обратиться. Это не призыв к монашеству. Это предложение посмотреть на их опыт общежития.

Как же они решали возникающие от «чувства локтя» проблемы?

С оглядкой на устав

Сформированный многовековым опытом монашеский общежительный устав — это не просто дисциплинарный кодекс. Опытные монахи утверждают: соблюдение устава формирует внутренний мир человека, может постепенно изменить его. Направляя христианина к соблюдению Божиих заповедей, устав ограждает от соблазна, исправляет недоумения, способствует видению воли Божией в конкретных жизненных случаях.

Обратите внимание на ответ, который должен дать инок во время пострига. Его спрашивают, примет ли он «вся иноческого общежительного жития уставы и правила святых отец… подаваемая». — «Ей, честный отче, приемлю и с любовию лобызаю я(их)», — отвечает он.

Вот оно, ключевое слово и понятие: с любовью. И, не касаясь специфических сторон монашества, обопремся на опыт подвижников и возьмем на вооружение то, что способны понести и мы, миряне, ибо с монахами у нас одна цель в жизни — войти в жизнь вечную со Христом.

Вся история свидетельствует о том, что общежительные обители смогли пройти тяжелые испытания в жизни России, включая и эпидемии, и междоусобицы Смутного времени, и синодальный период, когда практически светская власть управляла Церковью. Так неужели попущенная нам пандемия останется в истории событием, разрушившим наш православный уклад жизни? Да не будет.

Так что же можно взять себе на вооружение из великого благодатного опыта монашеского общежития?

И в обители, и семье

Строгость к самому себе способствовала умному деланию и послушанию в семье. Ибо не иначе как семьей можно было считать общежительство, призванное, по слову Василия Великого, подражать земной жизни Господа Иисуса Христа, Который «составив лик учеников, даже и Себя соделал общим для апостолов» (Василий Великий, свт. Творения в 2 тт. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 1. С. 352.) Первые общины стали прообразом послушания Божественному Учителю, который возглавил эту семью, связанную союзом любви. Уместно вспомнить, что семья христианина называется «малой Церковью» не случайно, а именно потому, что являет образ Церкви, Глава которой есть Христос.

Не думайте, что, например, у преподобного Сергия все легко решалось в вопросах совместного жития. Некоторые монахи ошибочно воспринимали монашество как форму, за которой может скрываться удобный образ жизни. Столкнувшись со строгостью общежительных правил, они входили в смущение и смущали остальных. Иногда недовольство братии достигало такого уровня, что игумен Сергий почитал за лучшее удалиться из своего монастыря. На него возводилась даже клевета, вплоть до обвинения в ереси. (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012.)

Но мы рассматриваем особые условия замкнутого пространства, когда и удалиться-то некуда. Вот тут и открывается огромный простор для освоения навыков поведения, когда ты вроде бы и тут, но тебя как бы нет. Это и способность не перечить, промолчать, уступить, потерпеть. Такое возможно только тогда, когда человек не забывает о Боге, помнит о том, что Он смотрит не только на действия, но и в глубину души.

Деятельное покаяние

Многие сетуют на то, что, находясь в самоизоляции, начинают терять физическую форму из-за особой близости холодильника и учащенного приема пищи. Все время хочется что-то пожевать. Мы забыли (если знали), что трапеза, по уставу, является продолжением богослужения, освящается молитвой, душеполезным чтением. Все это помогает сосредоточиться, успокоиться, перестать суетиться. И можно начать решать настоящие, а не надуманные проблемы. Мировосприятие в негативных тонах само по себе создает проблемы на пустом месте, а это реально отравляет жизнь в семье. Евангельское же восприятие способствует развитию в домашних стремления к добру, делает нас созидателями Царствия Божия в своей душе и в окружающем нас мире.

Выражение евангельской жизни, отраженное в общежительном уставе, призывает к покаянию. К тому, с чего началась проповедь Господа Иисуса Христа и Иоанна Предтечи. Не может по-настоящему следовать правилам совместного проживания тот, кто не желает менять себя, воплощать деятельное покаяние в постоянном самонаблюдении, труде над исправлением своих жизненных ошибок.

Карантин не тюрьма. Но он не должен быть и пространством страстей и желаний. Не всегда все происходит так, как мы хотим. И благом для нас будет принять волю Божию со стремлением понять, что Господь хочет от нас в том положении, которое Он нам попустил в виде пандемии.

Карантин в переводе с итальянского означает «сорок дней». В эпоху чумных поветрий он был придуман по образу Святой Четыредесятницы. Сегодня нам необходимо глубоко осознать смысл этого соответствия.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.