Основа праведности и ее знаки

21:32, 2 августа 2021

Продолжение истории Авраама

Переселение Авраама в землю обетованную. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

В Священном Писании Ветхого Завета история праведного Авраама, ставшего родоначальником богоизбранного еврейского народа — одна из ключевых в осмыслении взаимоотношений Бога и человека, которые не всегда очевидны и часто требуют долготерпения.

Выбор земель

В Земле обетованной стада Аврама и Лота быстро умножились, между пастухами стали возникать несогласия. Чтобы избежать раздора, Аврам предложил своему племяннику разделиться. Сам он, веруя в Божие обетование, остался на скудных пастбищах Вефиля, и за эту веру, соединенную с самоотвержением, Господь наградил его третьим обетованием: «Возведи очи твои, — сказал ему явившийся Господь, — посмотри к северу и к югу, и к востоку и западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной» (Быт 13:14–16). После третьего богоявления Аврам поселился в долине Мамре, близ Хеврона. В тени дубрав он раскинул шат­ры и воздвиг Господу новый жертвенник. Это было третье место стоянки Аврама в Обетованной земле.

Между тем, Лот поселился в нижней части Иорданской долины, на которой в то время были расположены пять богатых городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Бела (или Сегор). Их население отличалось возмутительным растлением нравов и противоестественными пороками. «Впрочем, в этом событии предустроялась и некоторая тайна: чтобы <…> и Лот узнал на деле, что он незаконно сделал выбор, и жители Содома познали добродетель Лота», — говорит святитель Иоанн Златоуст в беседах на Книгу Бытия.

Завет с Богом

Исполняя повеление Господне, Аврам жил в обещанной ему, но пока еще чужой земле. Его жизнь в Палестине была полна опасностей: он вынужден был опасаться хананеев, которые завидовали его богатству и славе, а также мщения со стороны побежденного им, но могущественного царя Еламского.

Чтобы поддержать Своего избранника, Всемилостивый Гос­подь является ему в ночном видении и ободряет: «Не бойся, Аврам; Я твой щит, награда твоя весьма велика» (Быт 15:1). Скорбящего о бездетности праведника Господь утешает удивительными словами, указуя ему на бесчисленные звезды: «Столько будет у тебя потомков» (Быт 15:5).

Получив значительное и радостное обетование, Аврам связал себя обещанием верности Богу и совершил торжественное жертвоприношение. Вера его была столь крепка, что Писание неоднократно повторяет мысль о том, что Аврам поверил Господу и Он вменил ему это в праведность. Крепкая вера делала Аврама человеком праведной жизни, потому что настоящая вера — это деятельная сила, которая непременно находит выражение в добрых делах и благочестивой жизни.

Затем во время глубокого сна Господь открыл Авраму дальнейшую судьбу его потомков: «Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом» (Быт 15:13–14). По слову Божию, потомкам Аврама предстояло в продолжение 400 лет быть угнетаемыми в Египте. Лишь после этого Земля обетованная будет отдана им во владение. Указал Господь и одну из причин столь долгого ожидания: «Ибо мера беззаконий аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт 15:16). Долготерпение Божие еще несколько веков ожидало покаяния аморреев, живших в Земле обетованной, после чего их воинственное нечестивое племя было полностью истреблено.

Земля обетованная — прообраз Царствия Небесного для ветхозаветного и новозаветного человечества. Оно приготовлено для людей Господом, но чтобы войти в него, надлежит очистить души в покаянии и молитве, смиренно преодолевая все предложенные Богом испытания. Промедление Господа исполнить наши ожидания приводит нас к правильному и спасительному чувству собственного недостоинства и понуждает к очищению.

Буква и обряд и их смысл

Поселившись в земле Ханаанской, Авраам терпеливо и с верой ожидал, когда начнет исполняться обещание Господа и у Сары родится сын, который унаследует обетования Божии об умножении его потомков, о получении Земли обетованной, о рождении в его роде Спасителя. Господь явился Авраму и подтвердил истинность Своего обетования новым торжественным уверением в многочисленности его потомства: «Ты будешь отцом множества народов и не будешь больше называться Аврамом — отцом высоким, но Авраамом — отцом множества народов. Сару, жену твою, не называй Сарою, что значит госпожа моя, но да будет имя ей Сарра — госпожа множества. Я благословлю ее и дам тебе от нее сына», — от этих слов Авраам рассмеялся в радости и удивлении. Не доверяя своему слуху, он подумал: «Неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт 17:17). И Господь ответил на его мысли: «Именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и наречешь ему имя Исаак» (Быт 17:19), что значит «смех, радость».

Видимым знаком вхождения в Свой завет Господь установил обрезание, которое следовало совершать над мальчиками в восьмой день от рождения. Пролитие крови подтверждало прочность завета. В знак крепкого союза с Богом в тот же день обрезание было совершено над всеми мужчинами дома Авраама. Этот обряд был назначен также для ограждения семейства Авраама и его потомков от смешения с нечестивыми племенами: необрезанный не мог принадлежать к богоизбранному народу. В духовном смысле обрезание указывало людям на необходимость отсечения греховных плотских наклонностей и прообразовывало новозаветное таинство Крещения как очищения от грехов и начала новой жизни с Господом.

Загадочный перво­священник и царь

Неожиданное появление и исчезновение в тексте Священного Писания некоего царственного священника — Мелхиседека — окружает его личность тайной и заставляет задуматься над смыслом, который Господь вложил в это знаменательное событие в жизни праотца Авраама.

Содомляне во времена Лота платили дань месопотамскому царю, но на 13-й год восстали, за что были наказаны разграблением и пленением своих жителей. Попал в плен и племянник Авраама. Узнав об этом, Авраам с небольшим вооруженным отрядом, напав ночью на лагерь грабителей, освободил Лота и других пленных.

При победоносном возвращении Аврама произошло важное и знаменательное событие. Когда он проходил близ города Салим, навстречу ему вышел Мелхиседек (что означает «царь правды»), салимский царь и священник Бога Всевышнего. Мелхиседек преподнес Авраму хлеб и вино и благословил победителя словами: «Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои!» Аврам был искренне обрадован тем, что в чужой земле, среди нечестивого язычества, стоит целый город, в котором царствует священник Единого Бога. В качестве жертвы Богу Аврам передал Мелхиседеку десятую часть завоеванного имущества. Остальное имущество и людей Аврам вернул в Содомскую страну, отказавшись даже от подарков.

Особого внимания заслуживает факт, что Аврам, будучи сам главой рода и, следовательно, священником, воспринял благословение Мелхиседека как меньший, — значит, священство Мелхиседека было выше Аврамова.

Больше о жизни Мелхиседека ничего не известно. Как учит апостол Павел, он был прообразом Христа Спасителя — Первосвященника и Царя мира, воплотившегося с Небес и вновь вознесшегося на Небеса. Преподнесенные же Авраму хлеб и вино прообразовали Тело и Кровь Иисуса Христа в таинстве святого Причащения новозаветной Церкви.

Плод нетерпения или «Божие услышание»

В долгом ожидании обещанного Богом чадородия Сара, в отличие от своего мужа, не имела столь крепкого терпения. Бездетность, лишающая участия в рождении Спасителя, считалась у древних евреев особо тяжелым Божиим наказанием. Будучи в возрасте 75 лет, она решила, что Господне обетование может осуществиться без ее участия.

Руководствуясь гражданским законодательством своей эпохи, согласно которому бездетная или больная жена могла дать мужу для чадородия свою рабыню или служанку (так гласит, например, известный кодекс вавилонского царя Хаммурапи, ок. 1750 г. до Р. Х.), Сара предложила Авраму свою служанку египтянку Агарь (дети мужа считались законными детьми супругов). Аврам послушался жертвенного совета Сары.

«Видишь, как они далеки были от всякой страсти. У них была одна только цель, — чтобы не умереть бездетными», — говорит святитель Иоанн Златоуст в беседах на Книгу Бытия. Поэтому, «как скоро (Авраам) заметил, что зачала она (Агарь).., более не входил к ней и… не приближался к ней. Авраам по желанию только Сарры вошел к Агари, чтобы иметь ей от Агари хотя малое утешение, пока Бог не возвеселит ее плодом собственного ее чрева», — пишет преподобный Ефрем Сирин.

Авраам нарушил чистоту брачного союза не по страсти и только единожды, но взаимоотношения в его доме осложнились. Зачав, Агарь стала презирать свою госпожу. С позволения мужа Сара попыталась смирить ее, но служанка убежала. На пути Агари явился Сам Господь в виде Ангела, повелел вернуться и пообещал многочисленное потомство от сына, которого она назовет Измаил, что значит «слышит Бог», «ибо услышал Господь страдание твое». «Руки его будут на всех, и руки всех на него», — сказал Ангел, предрекая Измаилу беспокойную судьбу кочевника, удачные набеги которого будут чередоваться с жестокими поражениями. Агарь вернулась к своей госпоже. Родившегося сына Аврам по внушению Божию нарек Измаилом.

иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.