От преодоления раскола до возрождения веры

22:05, 18 января 2022
Архимандрит Тихон (Затёкин) о нижегородских архипастырях XVIII–XX веков

В последнем номере нашей газеты мы начали разговор, посвященный 350-летнему юбилею Нижегородской епархии, который будет отмечаться в наступившем 2022 году. Мы узнали, в силу каких обстоятельств образовалась в 1672 году самостоятельная епархия в Низовской земле, каким был первый правящий архиерей и почему Нижегородская епархия стала центром миссионерства и утверждения единоверия. В этом номере мы предлагаем вторую часть интервью с архимандритом Тихоном (Затёкиным), настоятелем Вознесенского Печерского монастыря.

— Кто из архипастырей на ваш взгляд оставил наиболее заметный след в образовании, миссии, богословской науке?

— Несомненно, знаменательной личностью был архиепископ Питирим, который управлял Нижегородской епархией почти 20 лет, с 1719-го по 1738 годы. Его правление пришлось на эпоху реформ Петра I. Владыка был в тесных дружеских отношениях с императором, который ему благоволил.

Перед появлением Питирима Нижегородская губерния большей частью была заражена разными раскольническими согласиями. Поэтому главной деятельностью архиепископа Питирима была борьба с расколоучением. Только в первые четыре года управления епархией он успел обратить от раскола к Православной Церкви около 26 тысяч человек. Он сам шел в села и деревни уездов в одном подряснике, проповедовал и обличал раскольнические толки. Даже ходил в сами скиты, устроенные в керженских и чернораменских лесах, беседовал с раскольниками, не страшась проповедовать им истину и открывать ложь. Преосвященный обращал из раскола к православию не одни семейства, а целые селения.

В музее города Семенова сохранилась чугунная литая плита, на которой отлиты слова: «На сем месте стояла церковь, перед которой проповедовал старообрядцам архиепископ Питирим». Еще у меня есть гравюра, на которой Питирим изображен вместе со стоящими перед ним на коленях старообрядцами. В миссионерских целях, для преодоления раскола он основал в тех местах, близ деревни Ковернино, Белбажский монастырь.

По сути, святитель Питирим был провод­ником реформ Петра I на Нижегородчине. Сохранилась его обширная переписка с императором. Ему довелось встречать в Нижнем Новгороде Петра во время известного похода против персов в 1722 году. В день 50-летия государя Преосвященный возглавил литургию в Спасо-Преображенском соборе, во время которой Петр Великий сам читал «Апостол» и пел со своими певчими на правом клиросе.

Преосвященный Питирим заботился о распространении духовного просвещения. Первым из епархиальных архиереев он откликнулся на указ императора об обязательном духовном образовании для детей священнослужителей. В 1721 году при архиерейском доме в Нижегородском кремле открылось духовное учебное заведение, ставшее первым в России. До него существовала только Славяно-греко-латинская академия, которую окончил Михаил Ломоносов.

— Кто из архипастырей лично вам ближе всего?

— Архиепископ Макарий (Миролюбов), известный историк Церкви. Он написал историю нижегородской иерархии в 1857 году — к этому моменту он уже опубликовал «Памятники церковных древностей». Для меня этот архипастырь — эталон для подражания. Я преклоняюсь перед его талантом. Он и книги писал, и музеи создавал. Лазил по чердакам, колокольням, находил старинные книги, грамоты, документы, предметы старины. Оставил после себя огромное духовное наследие.

— Отец Тихон, расскажите о наиболее знаменательных событиях, вошедших в летопись Нижегородской епархии.

— Например, посещение императором Александром II Нижегородской ярмарки в 1858 году. Благодаря этому событию наш кафедральный Александро-Невский собор, в прошлом именовавшийся Новоярмарочным, получил такие размеры и величие. В память о посещении императором Нижегородской ярмарки купечество решило соорудить особенный храм, «увековечивающий патриотизм верноподданных». Император одобрил такое решение купечества и даже указал место для будущего храма — на Стрелке, у слияния Оки и Волги. В новой церкви решено было устроить три престола в честь святых, тезоименных членам императорской фамилии: Александра Невского, небесного покровителя императора, Марии Магдалины и Николая Мирликийского.

На торжественное освящение собора в 1881 году приехал уже император Александр III, поскольку государь Александр II не дожил до этого времени. На торжестве присутствовал и цесаревич Николай Александрович, а также великие князья Георгий и Алексей Александровичи.

Все монархи, начиная с Петра I, приезжая в Нижний Новгород, обязательно посещали гробницу Кузьмы Минина. Когда приехал Петр Великий, он преклонил колено перед могилой Минина и сказал: «Вот истинный патриот земли Русской». Так было и в 1913 году, когда праздновалось 300-летие Дома Романовых. Император Николай II со своей семьей приезжал в Нижний Новгород, где активное участие в его встрече принимал архиепископ Иоаким (Левитский). В Спасо-Преображенском кафедральном соборе он произнес пламенную речь, в которой вспомнил заслуги Минина и Пожарского, положивших конец великой Московской смуте. Архипастырь подарил императорской чете икону святого великого князя Георгия Всеволодовича. Преосвященный Иоаким в сослужении с викарным епископом Геннадием (Туберозовым) и многочисленным духовенством совершил молебен. После чего император с Августейшими дочерьми проследовали к гробнице Кузьмы Минина, где была совершена краткая лития.

— Какой была судьба епархии в советское время?

— С архиепископом Евдокимом (Мещерским), который управлял Нижегородской епархией с 1918-го по 1924 год, связана одна из трагичных глав ее истории. Около половины духовенства нашей епархии вслед за ним примкнула к обновленческому расколу. Владыка Евдоким считался передовым архипастырем. До назначения в Нижний он возглавлял Северо-Американскую епархию и быстро нашел общий язык с советской властью. Добровольно сдавал в помощь голодающим оклады с икон, церковную утварь. Он решил установить у нас свободные порядки, как в Американской епархии.

Закончил он тем, что торговал в Москве пирогами. Не захотел покаяться, и потому был лишен сана и права служения. В это время в нашей епархии было свыше 10 архиереев, которые возглавляли Ардатовскую, Арзамасскую, Лукояновскую, Павловскую, Семеновскую епархии. Даже был викарный епископ Печерский в лице Преосвященного Варнавы (Беляева). Во всех больших городах были епископы в связи с распоряжением Поместного собора 1917–1918 годов об открытии полусамостоятельных кафедр. Многие первоначально примкнули к расколу, но вскоре, разобравшись в ситуации, покаялись и вернулись под омофор патриарха Тихона.

Нижегородскую кафедру в сложные времена с 1924-го по 1932 год возглавлял будущий патриарх Сергий (Страгородский), уроженец нашей земли. Правда, уже в декабре 1925 года митрополит Сергий был назначен заместителем Патриаршего местоблюстителя и далее уже фактически постоянно проживал в Москве.

— Наверняка среди наших архипастырей были те, кто не пошел на поводу у советской власти, более того, претерпел муки ради верности Богу и Матери Церкви.

— Да. Очень много духовенства пострадало, в том числе и горьковские митрополиты Евгений (Зернов) и Феофан (Туляков), оба были расстреляны в 1937 году. Митрополит Евгений на Архиерейском соборе в августе 2000 года был канонизирован как мученик и исповедник. Ему довелось управлять Горьковской кафедрой всего год, с 1934‑го по 1935-й. Сначала он был отправлен в Карлаг, а затем приговорен к расстрелу за проповеди заключенным.

Перед началом Великой Отечественной войны Горьковская епархия была близка к уничтожению. Почти все храмы были закрыты или уже не существовали. Немногие уцелевшие после жестоких репрессий, оставшиеся на свободе священники, уйдя за штат, продолжали лишь тайком совершать богослужения и требы. Всего по стране к началу войны было закрыто 8000 церквей. С 1937-го по 1942 годы Горьковская епархия прекратила свое существование и управлялась непосредственно митрополитом Сергием (Страгородским).

В 1942 году на Горьковскую епархию был назначен архиепископ Сергий (Гришин). В первые же месяцы войны от одной только Троицкой Высоковской церкви города (а она вновь открылась 10 августа 1941 года) в Фонд обороны страны было внесено более миллиона рублей. На извещении об этом Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал: «Браво, Нижний Новгород. Не посрамили Мининскую память. Бог всех вас да благословит». В советское время кафедра находилась при Высоковской церкви, поэтому на ее погосте были похоронены несколько архипастырей: епископ Зиновий, митрополит Корнилий, архиепископ Флавиан и другие.

С именем же владыки Николая (Кутепова), почившего в 2001 году, всегда будет связываться возрождение Нижегородской епархии после богоборческих десятилетий, второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского, когда Нижегородский край становится одним из основных духовных центров России.

— Спасибо, отец Тихон, за интересную и познавательную беседу! В течение года мы будем более подробно рассказывать о достижениях епархии в разных сферах: храмостроительства, миссионерства, образовательной и социальной деятельности. И, конечно, о выдающихся личностях в разные времена, знаменательных датах и событиях в ее богатой истории.

Беседовала Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.