Пергаменты, впитавшие Истину

13:54, 15 февраля 2021
К истории новозаветных рукописей

Более 2000 лет прошло со времен евангельских событий. И многое за давностью веков невольно начинает казаться невероятным, удивительным, непонятным. Человеческой природе свойственно дорожить артефактами, видеть в материальных носителях свидетельства и доказательства духовных ценностей. Сохранность рукописных текстов Нового Завета в масштабах человечества — несомненное доказательство подлинности мессианской истории — пришествия в мир Христа Спасителя. Что сегодня мы знаем о первых рукописях Святого Евангелия?

На свитках и листах

Древние тексты Нового Завета писались на папирусных и пергаментных свитках, гораздо реже — на так называемой харте, материале, очень близком к бумаге, который изготавливался из растительных волокон.

Самым распространенным и дешевым материалом для священных рукописей был египетский папирус — лист спрессованного и разрезанного на полоски тростника около 30 сантиметров в ширину и 10 метров в длину. На таком свитке могла полностью поместиться книга Деяний святых апостолов.

Папирусные рукописи Нового Завета сохранились до наших дней лишь в виде небольших фрагментов, содержащих отрывки новозаветных книг. В настоящий момент общее число таких фрагментов достигает 115-ти по всему миру. Самый древний из фрагментов новозаветных рукописей датируется 120-ми годами и содержит отрывок 18-й главы Евангелия от Иоанна. Хранится он в Манчестерской библиотеке «Джон Риланд».

При простоте изготовления и доступности папируса в древности материал этот был довольно хрупким и недолговечным. Для более надежного и долговечного хранения текста использовался пергамент (от греческого «тонкая кожа») — особым образом выделанная шкура овцы, козы или крупного рогатого скота. Этот материал, происходящий из города Пергам в Малой Азии, где было налажено производство пергамента, был известен с V веке до Рождества Христова и широко применялся еще в персидской письменности. К IV веку нашей эры пергамент в качестве писчего материала при записи священного библейского текста постепенно сменяет папирус.

Пергамент, в отличие от папируса, не сворачивался в длинные и узкие свитки. Из животных шкур изготавливали прямоугольные или квадратные листы, которые складывали стопкой. Сложенные таким образом четыре листа называли тетрадью, несколько тетрадей образовывали так называемый кодекс — по форме он сильно напоминал современные книги. Во многом благодаря удобству использования таких кодексов христианская  Церковь к IV веке практически полностью перешла на эту форму записи новозаветного текста. Многие тексты для лучшей сохранности начали переносить с папируса на пергамент. Известно, например, что после признания христианства законной религией в 313 году император Константин Великий занимался тиражированием текстов Священного Писания с помощью христианских епископов.

При всех своих преимуществах пергамент как писчий материал был значительно дороже папируса в изготовлении. Поэтому в целях экономии пергаментные листы использовались как многоразовый материал для письма. Старый текст соскабливали специальными скребками и сверху записывали новый. При этом, если в эпоху поздней античности часто стирали языческие, а поверх стертых писали христианские тексты, то к расцвету Средневековья соскабливанию подвергались уже христианские тексты. Таких слоев могло быть несколько, и современные технологии позволяют прочитать как написанный поверх, так и стертый текст.

С развитием технологии изготовления писчего материала из бумаги, известной в Сирии и Египте с VIII века, к XIII веку пергамент все реже употреблялся для записи, так как бумага была проще и дешевле в изготовлении. Однако до изобретения книгопечатания и введения его во всеобщее употребление к XV веку пергамент находился в употреблении в качестве писчего материала для новозаветных рукописей. И сегодня в библиотеках древних афонских монастырей еще можно обнаружить пергаментные рукописи позднего Средневековья.

Стили и сборники

Способы написания новозаветных рукописных свитков и кодексов различались. Наиболее распространены были в древности два вида написания: минускульный и унциальный. Первый представлял собой форму скорописного текста для повседневных записей. Абсолютно все буквы в нем были строчными, пробелы между словами отсутствовали. В литературных произведениях античности и Средневековья использовался унциальный способ письма: аккуратно вычерченный текст состоял исключительно из заглавных букв. Писец тщательно прорисовывал буквы, строго соблюдая пропорции: одна строка занимала строго 1/12 часть текстовой страницы — унцию. Отсюда и наименование.

К IX веку унциальный способ написания постепенно исчезает, уступая минускульному, который становится общеупотребительным для переписчиков в монастырях Византии и Запада. При этом до Х века унциальные рукописи оставались в церковном употреблении. С XI же столетия наблюдается повсеместное распространение минускульных новозаветных рукописей.

Кроме стиля написания, рукописи Нового Завета можно разделить и по текстовой структуре. Некоторые создавались в форме сплошного текста, без разделения на абзацы. Это так называемые Четвероевангелия и Праксапостолы. Иной вид имели тексты, разделенные на так называемые перископы (отрывки) — для использования рукописей в богослужении. Форма богослужебного чтения по отдельным зачалам сохраняется в церковном употреблении по сей день. Древние рукописи, разделенные на перископы, именовались «Священное Евангелие» и «Апостол». Встречались также и Апостолоевангелия, где весь новозаветный текст, использовавшийся при богослужении, был объединен в одну рукопись.

На латинском Западе сборники богослужебных библейских текстов именовались лекционариями (от латинского lectio — «чтение»). Такие рукописи бережно сохраняются по сей день в монастырских библиотеках по всему миру. Их число достигает более 5500 экземпляров. Располагаются такие памятники древнецерковной письменности в Кембридже, Риме, Флоренции, Патмосе, Москве, Санкт-Петербурге, Иерусалиме, Оксфорде, Лондоне, Париже, Афинах, Афонской монашеской республике.

Знаменитые кодексы

Самая большая по размерам новозаветная рукопись, найденная по сей день, — это гигантский кодекс, написанный на латинском языке. Какие еще рукописи Священного Писания Нового Завета наиболее известны?

Синайский кодекс, датируемый IV веком, включает в себя весь Новый Завет с добавлением Послания Варнавы и пастыря Ерма. Эту рукопись обнаружил немецкий исследователь Константин Тишендорф в 1844 году в монастыре Святой Екатерины у горы Синай.

Четвертым веком датируется и Ватиканский кодекс, хранящийся в библиотеке Ватикана. Он происходит из Египта и считается наиболее древней новозаветной рукописью, содержащей значительную часть Нового Завета за исключением пастырских посланий апостола Павла и части его послания к евреям.

Александрийский кодекс V века также происходит из Египта. Он содержит весь Новый Завет, а также послания Климента Римского. В 1627 году эту рукопись подарил королю Англии Карлу I патриарх Кирилл Лукарис.

Кодекс Ефрема Сирина из Парижской национальной библиотеки тоже относится к V веку. В нем можно найти отрывки всех текстов Нового Завета за исключением двух посланий апостола Павла к фессалоникийцам и Второго послания апостола Иоанна Богослова.

Петербургский Пурпурный кодекс, написанный на пурпурном пергаменте серебряными и золотыми чернилами, датируется VI веком. Значительная его часть хранится в Санкт-Петербурге, некоторые же листы — в различных библиотеках мира.

Так же в VI веке на пурпурном пергаменте золотыми и серебряными чернилами был написан и Росанский кодекс, включающий Евангелия от Марка и Луки. Это самая древняя рукопись новозаветного текста, где присутствуют цветные миниатюры к евангельским сюжетам.

Красочные миниатюры есть и в Синопском кодексе VI века, хранящемся в Парижской национальной библиотеке. Он тоже написан золотыми чернилами на роскошном пергаменте.

Есть и необычные экземпляры. Так, в Кодексе 047 текст написан в форме креста, Кодекс 0169 выполнен в форме карманной рукописи Нового Завета размером всего 9,5х7,25 см. А Кодекс W, датируемый IV–V веками, включает четыре Евангелия с оригинальной вставкой диалога Христа с учениками в конце Евангелия от Марка.

иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.