По праву памяти живой

21:39, 31 мая 2021
Почему важно не забывать своих отцов и дедов

В некоторых случаях забвение приобретает этический характер. Особенно когда речь идет о героях истории, о тех, кто к ее алтарю принес свои жизни, лучшие годы, неутомимые труды. Речь и о наших ветеранах, которых мы недавно чествовали, и о подвижниках благочестия, которых Церковь вспоминает каждый день, но не только. Обо всех, кто достоин памяти, кому нужно ставить монументы, посвящать стихи и фильмы, о ком просто ежедневно молиться и кого приводить в пример своим детям. Говорим об этом с настоятелем собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиереем Владимиром Гофманом.

В этом году Нижний Новгород отмечает много важных исторических дат. Открывает этот список 800-летний юбилей города и Благовещенского мужского монастыря, его ровесника. Почему даты, связанные с историей родной земли, важно помнить, чтить и масштабно отмечать?

— По любви, конечно. Если мы любим человека, то можем ли забыть день его рождения? Если любим Христа, то празднуем Его Рождество. Если любим город, в котором живем, помним и дату его основания. Мы говорим: «С днем рождения, город!» Значит, мы не иваны, не помнящие родства. Для нас дом не просто место, где кормят. Значит, мы искренне любим Родину. Даже у Иисуса Христа был любимый город. Это не Вифлеем, где Он родился, и не Назарет, где жил до 30 лет, — это Капернаум, куда Он часто возвращался во время Своего служения. «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Лк 10:15). Но Он плакал и об Иерусалиме (здесь Он принял вольную смерть и воскрес), предвидя его гибель: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф 23:37).

В течение года в храмах совершаются панихиды, литии, установлены специальные дни — родительские субботы, когда служатся заупокойные литургии. Некоторые прихожане на каждую воскресную службу стремятся принести продукты на канун. Почему в Церкви такое большое внимание уделяется поминовению усопших? И как эта лепта земная помогает перешедшим в мир иной?

«Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38). Поэтому в православии принято молиться как о живых, так и об усопших. В богослужении Церкви заупокойным службам уделяется внимание, но не более, чем другим видам богослужения. Учение Церкви говорит о том, что наша молитва помогает усопшим даже в некотором изменении их участи в ином мире. Сами они, согласно учению, уже не могут что-то изменить. Вот почему так важна молитва близких об усопшем — в ней надежда на Божие милосердие.

Ежегодно в День Победы люди проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников — участников Великой Отечественной войны. В этой патриотической акции участвуют и президент страны, и Патриарх Кирилл. Очень многим нашим соотечественникам она пришлась по душе и вышла уже, можно сказать, на глобальный уровень. Наша героическая история и жертвенный пример предков не пустые слова, людям нужен перед глазами пример?

— Это и пример, но главное — знак того, что мы не потеряли память. Память о близких, о подвиге и о людях, этот подвиг совершивших, говоря словами апостола, «вырезана на скрижалях наших сердец». Без нее человек не может называться человеком. Церковь Христова поминает в своих службах даже тех, кто жил много тысяч лет назад: пророков, праведников, святых угодников. Для всех нас важно помнить, кто мы такие и благодаря кому живем на свете. Те, чьи фотографии несут демонстранты, проявили высшую любовь, жертвуя собой, ради жизни на земле. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).

Многие женщины сегодня растят своих детей одни. И нередко дети, к сожалению, не знают своих отцов. Как правильно поступить: выдумать биографию отца-героя, которому захочется подражать, или честно сказать, кем он является?

— Такие случаи индивидуальны, и в каждом из них нужно принимать обдуманное решение. Так же, как, например, со смертельной болезнью: одному нужно открыть диагноз, а другому этого говорить нельзя. Во всяком случае, ложь никогда еще не приносила пользы. Жизнь не кино, где героиня врет малышу, что его отец летчик, якобы из благих соображений, скрывая, что он обыкновенный пьяница, оставивший семью. Тем самым она, кроме всего прочего, еще невольно дает ребенку как бы право на обман: если самый близкий человек обманывает, значит, можно это делать. Но рано или поздно он узнает правду. «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лк 12:2). Нужно сказать правду, но в свое время, чтобы ребенок понял все правильно. Я так думаю.

Монастыри и храмы сегодня предлагают приобрести благотворительные билеты на строительство или украшение храмов. На народные пожертвования возводятся также монументы церковной и военной истории. Расскажите, пожалуйста, об этой традиции, ее истории и духовном значении.

— На храмы и благотворительность люди жертвовали всегда. Это и стремление самого человека, и Божие установление. В Библейской энциклопедии Брокгауза читаем: «Веками существовала десятина — одноразовое отчисление от военной добычи (Быт 14:20) или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и других доходов в пользу святилища (Лев 27:30–33) или царя (1 Цар 8:15–17). Подати составляли одну десятую часть имущества или дохода. Десятина была известна и за пределами Израиля, например, у финикийцев и карфагенян, вавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян; еще Авраам отдал Мелхиседеку десятину от своей добычи (Быт 14:20; Евр 7:4), а Иаков обещал отдавать Господу десятину от всего своего состояния (Быт 28:22)». Однако Христос говорит: «милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13). То есть человек призван совершать благие дела не по указу, но по зову сердца. Еще евангельский пример: «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк 21:1–4).

В утренних молитвах есть обязательное поминовение живых и усопших сродников. Почему эти молитвы включены в ежедневное правило? Разве не достаточно каждое воскресенье молиться за родных за Божественной литургией?

— До следующего воскресенья можно и не дожить. Но дело, конечно, не в этом. «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы…» (Мф 6:34). Поэтому мы каждый день молимся. Но если так, то было бы странно о себе молиться ежедневно, а о тех, кого любишь, только по воскресеньям. Что же это за любовь, которая, по слову апостола Павла, «никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор 13:8)?

Наши предки украшали свою землю храмами, монастырями, делали богатые вклады в их строительство и развитие, заботились о своей душе еще при жизни. Но ведь и каждый из нас может сделать посильный вклад в украшение своей страны? И, наверное, не обязательно он должен быть материальным?

— И предки, в большинстве, заботились о своей душе, и современные люди заботятся. От каждого по их возможностям ждет Господь. Я уже говорил о лепте вдовицы (Лк 21:1–4). Разумеется, благотворительный вклад может быть и не материальным. Этимология слова об этом свидетельствует: «благо творю». А в чем заключается благо? В наших добрых делах, которые подтверждают и укрепляют нашу веру, «ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2:26). Главное, не быть равнодушным, чтобы не сказал Господь нам в лицо: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр 3:15–17). А дела найдутся, было бы желание их делать.

Беседовала Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.