По силе и по разуму

17:20, 11 сентября 2020
О навыках благочестия и их своевременности

Важные составляющие духовной жизни взрослого человека — молитва, пост, чтение Священного Писания и святых отцов. Можно ли адаптировать все это к жизни ребенка? Как научить его жить по вере, избегая ошибок? На эти и другие вопросы о православном воспитании и образовании детей отвечает клирик храма в честь Успения Пресвятой Богородицы города Бор протоиерей Николай Игошев.

У нас православная семья. По воскресеньям вместе ходим на службу, каждое утро и вечер — совместная молитва. В последнее время стала замечать, что сынишка (ему четыре года) пытается всячески отлынивать от утреннего и вечернего правила. Говорит, что ничего не понимает. Как правильно научить ребенка молитве? Нужно ли заставлять молиться?

— Мне представляется, что правило у всех должно быть разным. Хорошо, если есть общая часть для всей семьи, состоящая из малого количества молитв. Может быть, сначала это будет только «Отче наш», потом «Богородице Дево, радуйся», и далее постепенно изученные молитвы будут добавляться. То есть в совместное правило молитвы можно вводить по мере их изучения.

Вот пример. Обращение «Отче». Бог — Отец! Все видящий, все знающий, Всемогущий, любящий нас. Сколько можно и нужно об этом рассказать ребенку! «Наш», а не «мой». Он всех нас любит, и мы все Его дети, братья и сестры. Таким образом, каждое слово каждой молитвы нужно разобрать и понять. И пусть на это уйдет немало времени. Но зато тогда молитва будет осознанным благодарением и славословием Богу.

В Борском благочинии с октября вновь открываются курсы «Азбука веры». Убежден, что и в других благочиниях есть подобные.

С какого возраста вы советуете приучать детей к чтению Писания?

— Любому делу надо учиться, а воспитанию детей — тем более. Родителям полезно было бы почитать базовые пособия по детской психологии, где описывается, как, в каком виде лучше подавать ту или иную информацию в зависимости от возраста.

На мой взгляд, в начале это могли бы быть картинки в детской Библии с простыми рассказами. Есть издания «Биб­лия для детей» с пересказом наиболее значимых историй, притч и краткими нравственными наставлениями. На следующем этапе можно изучать библейскую историю, в которой события пересказываются в исторической последовательности, с описанием нравов, климата, географических, культурных особенностей того времени. А уж потом, собственно, Ветхий и Новый Заветы с толкованием святых отцов и современными проповедями по строчкам Священного Писания.

Как воспитать ребенка в любви к Богу и Церкви, чтобы он и в подростковом возрасте сохранил веру? Достаточно ли регулярно приходить с ним на богослужения и занятия в воскресной школе? Что следует делать родителям и чего ни в коем случае не надо делать?

— Мне кажется, нужно с самого раннего детства попытаться окружить ребенка литературой, фильмами, книгами, где есть примеры мужества, великодушия, самоотверженности, проявления дружбы… Я имею в виду не только духовную литературу. Прежде всего детей надо любить, заниматься с ними, уделять им время — то, что у нас в большом дефиците.

Но самое главное — обстановка в семье. Мама и папа должны любить друг друга и своих детей, в семье должен быть мир. Если для родителей Христос не что-то внешнее, не правило, не обязанность посещать храм, не кнут и пряник в попытках духовного воспитания, а самое дорогое, важное и ценное для самих себя, то дети без всяких слов воспримут Христа как Источник мира, добра и любви, которые есть в семье.

Отсюда мы видим две основные ошибки. Первая — подмена внутреннего религиозного развития внешним. Зачастую родители учат ребенка не вере, а формам религиозного поведения — а это совершенно разные вещи. Вторая — перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь, в частности, на воскресную школу, которая должна быть дополнением к домашнему образованию. Воскресная школа — это факультатив. Основная школа — это дом. Там учат молитве, общению с Богом, традициям, постам, правильным, христианским взаимоотношениям и так далее. И, главное, мы учим детей нашим личным примером.

Итак, если правильно расставить акценты, то духовное и церковное воспитание детей будет совершаться естественно, как сама жизнь, без натуги, но только при условии, если этой жизнью обладает семья.

А если, наоборот, родители не говорят детям о своих переживаниях веры, о своем внутреннем опыте? Дети не видят, чтобы родители решали свои жизненные коллизии по-христиански. Родители говорят одно, а делают другое. Налицо несоответствие исповедуемой веры и собственной жизни. Когда общение сводится к ругани за плохие отметки, за нечищеные ботинки, а слушать не слушают, его внутренним миром не интересуются — тогда в подростковом возрасте он, как правило, теряет душевный контакт с родителями, какое уж там доверие. Что удивляться, что такая «христианская жизнь» не вдохновляет? Плодом такого подхода закономерно становится потеря благоговения и, в дальнейшем, отход от Церкви.

Но если что-то и не получилось, не стоит отчаиваться. Будем и дальше с Божией помощью работать над собой, молиться и верить, что те добрые семена, которые мы посадили, со временем дадут свои всходы. Преподобный Амвросий Оптинский так говорил: «Что Вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания».

Нашему сыну четыре года. Я считаю, понемногу можно начинать приучать его к посту. Муж говорит, что рано. Так когда же надо начинать детям поститься?

— Тогда же, когда и учить послушанию и воздержанию. Ведь пост с младенчества учит подчинять свою жизнь, свои желания учению Церкви. Не так живи, как хочется, а как Бог велит — гласит русская народная поговорка. Личный пример — самое лучшее объяснение. Дети видят, что такое пост и молитва в жизни родителей. Если те отказывают себе в еде, привычных удовольствиях, посещают богослужения, читают по утрам и вечерам молитвы, совершают земные поклоны, то и дети с полным доверием принимают такой образ жизни. Они хотят быть похожими на нас во всем, мечтают быть «как взрослые». Дети любят традиции. А пост — одна из семейных традиций, которой следует придерживаться всем членам семьи.

Благодаря посту ребенок осваивает навык отказывать себе в чем-либо. Ведь воздержание — это управление самим собой, это когда человек «держит» самого себя в руках. Когда он перестает быть рабом своих желаний, но становится их господином. Закладывается на всю жизнь способность плыть против течения, находясь, впоследствии, в безрелигиозном сообществе.

Какие могут быть постные подвиги для детей? Это может быть отказ или частичное ограничение от мультиков, телевизора, компьютерных игр, планшета, соцсетей, музыки, лакомств (чипсов, жвачек), сладкого — особенно маленьким ребятам. Это может быть борьба с ленью: не откладывать на потом то, что можно сделать сейчас. Хотя бы какое-то время следовать этому правилу очень поможет человеку.

«А в рассуждении употребления скоромной пищи старцы рассуждают так, что можно ею кормить их до трех лет, а в случае недугов их и до четырех, в каковом мнении их и я беспрекословно соглашаюсь с ними», — говаривал преподобный Антоний Оптинский.

Обязательно надо продумать и предложить ребенку альтернативу, обсудить с ним: вот это можно, то можно. Придется пожертвовать своим временем. Чтобы ребенок не сидел у телевизора, с ним можно сходить погулять, что-то помастерить, куда-то съездить, что-то вместе поделать, почитать, подобрать полезные фильмы, которые были бы и элементом развлечения (ведь дети не могут не развлекаться), и давали бы пищу для ума и сердца.

Всегда нужно помнить, что пост — это наша жертва, наш подарок Христу. Но Богу не нужны наши «поделки». Ему нужны наше сердце, наша любовь, служение близким, и мы как раз это Ему и можем подарить. Важно объяснить ребенку, что пост — это приготовление к празднику, без которого и радость будет не такой ликующей, и салат оливье не таким вкусным.

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.