Подготовка к величайшему таинству

18:56, 12 января 2017

001-15-01-109Что за чем идет во время службы? Как понимать действия и слова священника, совершающего литургию? Разбираться в таких вопросах должен каждый приходящий в храм христианин. В помощь нам — эта рубрика, в которой мы продолжаем разговор о ходе церковных богослужений. Итак, за проскомидией, о которой мы рассказывали в №22 (106) газеты, следует вторая часть литургии, которая служит подготовкой верующих к таинству Причастия. Ее название — литургия оглашенных — сохранилось с древних времен, когда к участию в ней допускались не только полноправные члены Церкви, но и оглашенные — те, кто только готовится к крещению.

На два хора

Литургия оглашенных начинается сразу после прочтения часов и совершения проскомидии — прославлением Пресвятой Троицы. Священник в алтаре на слова диакона: «Благослови, владыко» — дает возглас: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков, аминь». Вслед за этим на амвоне произносится ектенья, которая называется «мирной», или «великой», в ней перечисляются христианские нужды и наши прошения ко Господу.

После ектеньи в обыкновенные дни поются два «изобразительных» псалма — словесно изображающих милости Божии, явленные для нас Спасителем мира, Иисусом Христом. Это 102-й псалом «Благослови, душе моя, Господа» и 145-й «Хвали, душе моя, Господа», между ними возглашается Малая ектенья. А в двунадесятые господские праздники вместо «изобразительных» псалмов поются антифоны — священные песни из Псалмов царя Давида, исполняемые попеременно на обоих клиросах.

Начало антифонному, противоголосному пению положил святой Игнатий Богоносец, живший в I веке. Этот муж апостольский в откровении услышал, как ангельские лики попеременно пели на два хора, и, в подражание ангелам, установил такой же порядок в Антиохийской Церкви, откуда традиция распространилась на всю Православную Церковь.

В будни после второго «изобразительного» псалма, а в праздничные дни — после второго антифона поется умилительная песнь Господу Иисусу: «Единородный Сыне». По преданию, она была составлена в V веке византийским императором Юстинианом в опровержение ереси Нестория, который учил, что Иисус Христос родился обыкновенным человеком, а Божество соединилось с Ним во время крещения, и что поэтому Пресвятая Матерь Божия не есть, по его лжеучению, Богородица, а только христородица.

Перед раскрытыми вратами

Во время третьего антифона возглашается учение Спасителя о блаженствах (Мф 5:3–12), и в первый раз за литургией отверзаются царские врата. Совершается так называемый Малый вход: в преднесении горящей свечи диакон выносит через северную дверь из алтаря на амвон святое Евангелие. В царских вратах он произносит: «Премудрость, прости!», призывая к вниманию. Это напоминание нам о том, что Иисус Христос явился в мир с проповедью Евангелия. Свеча же знаменует святого Иоанна Предтечу, который готовил народ к достойному принятию Богочеловека Христа и которого Сам Господь называл светильником горящим и светящим.

В этот момент, как и вообще в богослужении, все происходящее имеет глубокий символический смысл. Открытые царские врата означают врата Царствия Небесного, которые открылись перед нами с явлением в мир Спасителя. Слова диакона: «Премудрость, прости» — призваны указать на глубокую мудрость, заключенную в Евангелии, пригласить верующих к благоговейному стоянию и поклонению Спасителю мира. Поэтому сразу после возгласа диакона хор поет: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси нас, Сыне Божий, поющих Тебе. Аллилуия».

Следом за так называемыми «тропарями по входе», то есть тропарями и кондаками дня, храма, праздника или святого, чья память совершается в этот день, диакон молится напротив местной иконы Спасителя: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны». Благочестивые — это все православные христиане. Затем он становится в царских вратах и, обратившись к народу, произносит: «И во веки веков» — дополняя возглас священника, который благословляет воздать хвалу Богу пением «Трисвятого». Для молящихся это знак, предваряющий пение «Трисвятой песни», которую следует воспевать «немолчными устами и во веки веков».

По примеру святых ангелов

Хор начинает петь «Трисвятое»: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас» — одну из ключевых молитв в Православной Церкви. По преданию, когда в V веке в Константинополе было сильное землетрясение и верующие молились прямо на улице, один мальчик был поднят бурей на небо, где он услышал пение святых ангелов, прославляющих Пресвятую Троицу, воспевая: «Святый Боже, святый Крепкий (то есть Сильный, Всемогущий), святый Безсмертный!» Спустившись невредимым, мальчик рассказал о своем видении, и народ стал повторять ангельскую песнь, добавив к ней слова: «Помилуй нас». Землетрясение тотчас прекратилось. С того времени песнь была введена во все богослужения Православной Церкви.

В некоторые дни, например Лазареву субботу, Великую субботу, на Светлой неделе, в Троицын день и в сочельники Рождества и Богоявления, вместо «Трисвятого» поются слова апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа!» Во времена первых христиан в эти дни совершалось крещение оглашенных. В наше время эта песнь поется, чтобы напомнить нам об обетах, которые мы дали Господу в таинстве Крещения.

А в день Воздвижения Креста Господня и Крестопоклонную неделю Великого Поста вместо «Трисвятого» поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

После пения «Трисвятого» следует возглашение одного или нескольких прокимнов дня. «Прокимен» с греческого языка переводится как «предлежащее», потому что предшествует чтению из книги «Апостол», объединяющей отрывки из Деяний и Посланий апостольских. Каждение при этом показывает, что апостольское возвещение слова Божия наполнило благоуханием Христова учения всю вселенную и изменило воздух, оскверненный идолопоклонством. Священник в это время сидит в алтаре у горнего места, прообразуя Иисуса Христа, посылающего апостолов на проповедь.

Апогей — благовестие

Для верующего человека нет слов более радостных, чем благовестие (евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Вот почему к моменту чтения в храме Апостола и Евангелия следует относиться с особенным вниманием и благоговением. Когда диакон читает «рядовое зачало», то есть отрывок из Евангелия, предваряемый и сопровождаемый радостным пением «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!», прихожане стоят, не отвлекаясь ни на что другое. После прочтения царские врата, из которых мы слышали благую весть о Господе нашем Иисусе Христе, закрываются, и диакон Сугубой ектеньей снова приглашает нас к усиленной молитве.

Приближается время совершения таинства Евхаристии. В древности оглашенные не могли присутствовать при нем, поэтому должны были оставить собрание верных. Но прежде верные, то есть члены Церкви, молятся за них, чтобы Господь просветил их словом истины и соединил со Своею Церковью. Поэтому когда диакон во время ектении об оглашенных призывает: «Оглашении, главы ваша Господеви приклоните», — верные не должны этого делать, поскольку обращение диакона прямо относится к оглашенным, в знак того, что Господь благословляет их. Во время ектении об оглашенных на святом престоле раскрывается антиминс, необходимый для совершения таинства.

На этом литургия оглашенных заканчивается — те, кто еще не принял крещение, покидают храм, и далее священнодействие совершается за закрытыми дверями для верных.

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.