Погружение в историю

15:23, 11 апреля 2019

Глиняные пряслица, металлические застежки… А вот эполеты военного мундира — много археологических находок было выставлено 30 марта в Доме ученых Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики. Здесь состоялась конференция, посвященная итогам раскопок, проводившихся в Сарове на территории Свято-Успенского мужского монастыря.

Первые раскопки в Саровской пустыни проводились в 1990-е годы, а продолжились почти через два десятилетия. В то время, когда началось возрождение соборов знаменитой обители — Успенского и в честь иконы Богородицы «Живоносный источник».

Погибшее городище

Саровская пустынь возникла на месте крупнейшего средневекового мордовского селения, которое было описано еще в монастырских документах XVII–XVIII веков. Городище находилось в центре современного Сарова. Долгое время место строительства монастыря соотносилось с городом Сараклыч, которым владел ставленник Золотой орды хан Бехан. И лишь раскопки нижегородского ученого Николая Грибова (теперь — научного сотрудника Института археологии РАН) 1993–2001 годов развеяли этот миф.

Городище имело большую по средневековым меркам площадь — 44 гектара, пять линий укреплений, самая протяженная из которых была длиной почти 1,5 километра.

Археологические находки того периода: многочисленные фрагменты медных котлов, наконечники стрел, копья, гарда от сабли, а также детали поясной гарнитуры — говорят об особом социальном и административном статусе Саровского городища в Мокшанско-Тешском междуречье накануне монголо-татарского нашествия.

В 2018 году другой ученый из Института археологии — Ольга Зеленцова — исследовала площадку между колокольней и Успенским собором. Это носовая часть Саровского городища, которая была менее изучена в 1990-х годах. Культурный слой, относящийся ко времени существования селения, оказался непотревоженным. Он насыщен древесным углем, найдено много предметов, видимо, расплавившихся в огне. Скорее всего, мордовское городище погибло при пожаре в результате нападения врагов.

Ученые предполагают, что в так называемом первом городе, исследованном Ольгой Зеленцовой, мордва хоронила своих усопших. К такому выводу привело отсутствие на участке артефактов, свидетельствующих о наличии жилых построек. А вот предметов, которые могли быть положены в могилу, множество. Лишь 10 процентов находок относится к предметам быта. Одно древнее мордовское погребение удалось обнаружить под цокольным этажом храма Живоносного источника — юноша 15–17 лет, очевидно, умер от удара по голове. В его могиле — около 30 предметов.

Фонтан в притворе

Об истории соборного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» — первого храма Саровской пустыни рассказал научный сотрудник Института археологии Сергей Милованов. Деревянную церковь освятили 16 июня 1706 года. Этот день считается датой основания монастыря.

Археологи полностью раскрыли фундаменты каменного храма в честь «Живоносного источника». Удалось выделить основные этапы его строительства и определить строительные приемы, использовавшиеся при сооружении. Множество археологических находок свидетельствует о повседневной жизни обители в XIX — начале XX века, когда она стала местом массового паломничества.

В середине XVIII века храм возвели в камне. Первоначальный размер церкви — 20,5х31 м. Археологи зафиксировали три этапа строительства и датировки пристроек к храму, его окончательный размер составил 20,5х 47 м. Западный притвор был завершен в 1843–1846 годах. В нем, кстати, находился фонтан, символизирующий собой Живоносный источник. При раскопках обнаружили канал для отвода воды.

Из артефактов особую значимость имеют обломки камня для печати литографий с изображением моления на камне преподобного Серафима Саровского. Камень был изготовлен 18 февраля 1874 года по заказу Саровского монастыря.

Наталья Иванова, доцент Нижегородского педагогического университета имени Кузьмы Минина, три года назад работала на месте возрождающегося Успенского собора. Эта церковь — первая каменная постройка, главный храм Саровского монастыря. Подготовка к его возведению началась в 1730 году еще при первоначальнике Иоанне. Большой вклад тогда сделал московский купец Демидов, и церковь стали называть демидовской. Освящена она в 1744 году. Небольшой одноглавый храм позднее стал алтарем новой церкви, построенной в 1778-м. В 1951 году здание снесли.

Первый, демидовский храм был построен на земляном валу Саровского городища. Особый интерес имеет одно из обнаруженных монастырских погребений. Археологи увидели наперсный крест с изображением святого великомученика Назария. Сначала думали, что это останки знаменитого Назария Валаамского, бывшего игуменом северной обители, а потом вернувшегося в Саров. Но идентифицировано оно как захоронение насельника монастыря соборного старца Назария (в миру Захара Трофимовича Дедушкина), почившего в 1897 году.

Исследования археологов коснулись и советской истории города. В 1940-е–1950-е годы в храме в честь иконы «Живоносный источник» была столовая, которую называли «Веревочкой». Интерьер точки общепита был украшен лепниной в виде витого шнура, изготовленной по проекту заключенной — архитектора Ольги Ширяевой, отбывавшей наказание в Сарове. При раскопках нашли фрагменты гипсовых «веревочек» и глиняную посуду, из которой, возможно, ели известные ученые. Значимая находка — бордюрный камень с надписью «сентябрь 1954 года». Ученые считают его возможным указанием на то, что храм взорвали не в 1953, а в 1954 году.

Загадка раскопа

Среди археологических находок выделяется памятная доска из мрамора, на которой золотыми буквами высечена надпись. Доска связана с посещением Саровских торжеств царской четой в дни прославления преподобного Серафима.

Сохранилась примерно половина мемориальной таблички. Для археологов чтение старинных надписей часто дело довольно трудное, здесь же все читается очень легко, и становится понятно, что доска была установлена на здании, где с 17 по 20 июля 1903 года размещались император Николай II с Александрой Федоровной и великий князь Сергей Александрович с супругой.

Все герои известны. Кто-то из них, как и батюшка Серафим, прославлен в лике святых. Интересно, что доска найдена в алтарной части взорванного храма в честь иконы Богородицы «Живоносный источник», то есть далеко от здания, где она могла быть укреплена.

— Известно, что император был инициатором канонизации, ему пришлось преодолеть сопротивление Синода, — сказал Сергей Милованов. — Можно представить, какое значение имело для него посещение Сарова. Вообще, эта доска — довольно неожиданная находка. Не очень понятно, как она попала в точку, где была обнаружена. В археологии такие находки очень редки, особенно если относятся к знаменательным, поворотным событиям, связаны с великими личностями. Существует много фотографий (и в Саровском музее тоже), вся история канонизации известна по ним, по воспоминаниям, но материальных реликвий практически нет. И, как оказалось, вообще мало реликвий, связанных с историей монастыря 1900-х годов.

И два обручальных кольца

У стен храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» найден некрополь, где хоронили монашествующих и благодетелей монастыря. Известно около 50 имен, но письменные источники не дают точных мест захоронения. Археологи исследовали 21 погребение в могильных ямах и кирпичных склепах.

Частая находка — нательные крестики. Есть захоронения с кирпичом (каменной «подушкой») под головой. В христианской погребальной практике этот обычай существовал со средневековья до конца XVIII века. По мнению ученых, «подушка» указывает на аскетизм и праведность умершего, и такие захоронения интерпретируются как монашеские.

Было также найдено белокаменное надгробие 22-летнего Дмитрия Александровича Соловцова. Известно, что Соловцовы являлись благодетелями Саровского монастыря, внесли большие средства на строительство колокольни.

Некрополь к моменту закрытия обители сохранился только в алтарной части Живоносновского храма. Здесь наиболее ярким открытием стала идентификация двух захоронений в одном из кирпичных склепов. Сохранились остатки военного мундира, в кармане которого археологи нашли металлическую иконку, был расчищен и нательный крестик.

На женских останках обнаружены детали одежды и образок с изображением святого Тихона Задонского. Были найдены два золотых обручальных кольца с выгравированной надписью на внутренней стороне: инициалы и «ноября 4 дня 1817 года».

Анализ письменных источников, находки военного мундира и двух обручальных колец с инициалами указывают на то, что в склепе были погребены генерал от инфантерии Борис Владимирович Полуектов и его супруга княгиня Любовь Федоровна Гагарина. 4 ноября 1817 года они обвенчались.

Борис Владимирович — известный военный деятель первой половины XIX века, участник Отечественной войны 1812 года и заграничного похода. Его портрет можно увидеть в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге среди 332 портретов вое­начальников русской армии — участников кампании 1812–1814 годов.

Он скончался 6 октября 1843 года в Варшаве, а похоронили генерала от инфантерии в Саровской пустыни, благотворителем которой он был.

На заседании духовно-научного центра, состоявшемся в Сарове также 30 марта, митрополит Георгий предложил создать рабочую группу по увековечению в городе памяти Бориса Полуектова.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.