Поставьте памятник деревне

15:57, 14 марта 2019

Пронзительное стихотворение Николая Мельникова начинается словами: «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве, там будут старые деревья, там будут яблоки в траве…» Мне тоже хотелось бы поставить памятник селу, где прошло мое детство, где родились и похоронены дед и прадед. Наша Семеть теперь — село почти вымершее. Пожалуй, только дачники не дают ему исчезнуть с карты. А величественный храм Вознесения Господня, который, слава Богу, восстанавливается, напоминает о былом процветании.

Земля князей и бояр

Семеть находится в 15 км от Нижнего Новгорода, в Кстовском районе, на небольшом заниженном плато, омываемом с двух сторон протоками небольших речек Семетки и Кужендейки. Уже в древности здесь по берегам рек обнаружились мощные известковые и глиняные пласты, что во многом определило возникновение поселения и развитие этого района Нижегородского края.

Первое упоминание о Семети относится к 1615–1616 годам, когда на Руси закончилась Смута. В это время некий Митька Иванов поставил на бывшей пустоши свой двор. Это место и стало именоваться деревней Семеть (деревень с одним двором тогда на Нижегородчине было предостаточно).

В 1619 году обширные земли современного Кстовского района получил во владение бывший крымский князь, перешедший на русскую службу, Юрий Яншеевич Сулешев. Это была благодарность за участие в обороне Москвы при нашествии осенью 1618 года польско-литовских войск королевича Владислава. Сулешев начал заселение края.

Семеть строилась и развивалась, дворов было уже много. Крестьяне в основном занимались добычей белого камня и изготовлением кирпича из глины. Возможно, этот строительный материал был применен при возведении собственного каменного храма.

В 1682 году, с пришествием к власти царевны Софьи, дочери царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской, благодаря близости к трону нижегородскими землями, в том числе и деревней Семеть, завладел боярин Ларион Семенович Милославский. Он еще более заселил деревню и велел срубить здесь ярусную церковь Вознесения. С тех пор Семеть стала именоваться селом.

После свержения Софьи в 1689 году Милославские попали в опалу, и село перешло к сподвижнику Петра I князю Алексею Васильевичу Юсупову. В ту пору здесь насчитывалось 37 жилых дворов, находилась боярская усадьба и при ней скотный двор.

Почти 200 домов

Церковь в Семети была деревянная. Она часто горела. Только в 1804 году был построен новый каменный двухпрестольный Вознесенский храм. Первый главный (холодный) престол освятили в честь Вознесения Господня, а второй (теплый) придел — в честь Пресвятой Троицы. Рядом с церковью располагалась тесовая колокольня, дома священника, диакона, псаломщика и каменная караулка.

В результате начатой Екатериной II реформы по увеличению в России количества губерний, уездов и волостей, с начала XIX века возникает Семетская волость с центром в селе Семеть. Она включала в себя четыре села (Семеть, Наченье, Мокрое, Новые Ключищи) и три деревни (Чуварлей, Кривая Шелокша, Новая Пунерь). Последним владельцем села Семеть до отмены крепостного права был граф Орлов-Давыдов, его управляющий жил в деревне Сембилеи.

На центральной площади села рядом с храмом стоял памятник царю-освободителю Александру II. После революции 1917 года его снесли. Саму церковь закрыли в 1936-м. С колокольни сбросили колокол, разрушили памятники и кресты на погосте при храме, выломали чугунные плиты полов. Каменную ограду и паперть разобрали на кирпичи и растащили на дворовые постройки. На площади перед храмом разместили зерновой ток, а в самой церкви — склад зерна.

С 1921 года, после ликвидации Семетской волости, в селе был образован сельсовет из трех населенных пунктов, которые входили в приход Вознесенской церкви. Это само село и две деревни: Кривая Шелокша и Новая Пунерь. До 1970 года в Семети работала восьмилетняя школа неполного среднего образования.

Имена в веках

История Вознесенского храма и Семетской волости неотделима от имен нижегородского купца II гильдии Ивана Михайловича Морёнова и иерея Павла Александровича Лузина.

Морёнов родился в деревне Новая Пунерь Семетской волости Нижегородского уезда в 1825–1830 годах (о точной дате рождения информации нет). Будучи выходцем из крестьянской семьи и став в 1898 году купцом II гильдии, Морёнов, как и многие нижегородские купцы, занимался благотворительностью. Он отдал принадлежащие ему 100 десятин земли под обустройство сельскохозяйственных школ для крестьянских детей и организацию санатория-колонии для детей из обедневших семей Нижнего Новгорода.

Сейчас на созданной им базе в курортном поселке Зеленый Город работает Морёновская областная санаторно-лесная школа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Павел Александрович Лузин — один из тех, кто пострадал за веру. Он родился в 1883 году в селе Ново-Еделево Сергачского уезда в семье псаломщика, служившего в селе Палец. В 1907 году окончил полный курс Нижегородской духовной семинарии, в том же году был рукоположен в сан иерея и определен на служение в Вознесенскую церковь села Семеть. Здесь он был священником с 1907 по 1915 год. В 1916-м его перевели в Богородице-Рождественскую церковь села Лыскова Макарьевского уезда. 14 сентября 1937 года отца Павла арестовали. «Тройка» приговорила его к высшей мере наказания. Расстреляли батюшку 30 ноября.

Клирики-земляки

В адрес-календаре диакона Александра Снежницкого за 1888 год сказано, что священником в Вознесенском храме был И. С. Фаминский (41 год, в приходе с 1869 года), диаконом — Н. И. Певницкий (70 лет, на службе с 1834 года), псаломщиком — Л. Зеленцов (64 года, на службе с 1834 года). В клировой ведомости за 1913 год о Вознесенской церкви Семети Нижегородского уезда сообщалось, что церковным старостой являлся крестьянин этого села Михаил Иосифович Дятлов (62 года, в приходе с 1908 года), священником — Павел Александрович Лузин (30 лет), диаконом — Александр Александрович Путятин (64 года), псаломщиком — Павел Иванович Масленников (36 лет). А по состоянию на 1914 год старостой уже указывался крестьянин Семети Федор Иванович Кузнецов, исполняющим обязанности псаломщика — Евгений Федорович Фигуров (25 лет). По данным ведомости, в трех селениях прихода числилось 196 домов, 1660 жителей. В приходе работало две земские школы. Первая — с 1870 года в селе Семеть, вторая — с 1891 года в деревне Кривая Шелокша.

Последним священником Вознесенской церкви был Павел Михайлович Державин (28 лет), диаконом — Константин Николаевич Кемарский (31 год), обязанности псаломщика исполнял Иван Яковлевич Надежкин.

Только храм

Сам я родился в Горьком в 1943 году. Был  пятым ребенком в семье инженера Горьковского артиллерийского завода. По образованию инженер-строитель, кандидат технических наук, доцент по строительным конструкциям. Корни мои — в Семети, на которую грустно сейчас смотреть. В селе — безработица, в лихие 90-е полностью разрушили сельское хозяйство. А на моей памяти оно было на подъеме, в 1960-е годы семетский колхоз имел миллионные доходы, поля засевались, земля не пустовала, процветали растениеводство и животноводство.

Сейчас сохранился только храм Вознесения Господня, кстати, памятник архитектуры регионального значения. Церковь реставрируется: вставлены окна, покрыта крыша, сделана электропроводка. Восстановлен придел в честь Пресвятой Троицы, проходят службы. Готовится к освящению и главный Вознесенский престол.

…Не могу я поставить памятник селу (хотя надгробный, слава Богу, еще рано). Но пусть этот небольшой экскурс в историю моей любимой Семети станет таким монументом. На память потомкам.

Алексей Панкратов
В подготовке страницы использовалась книга М. И. Ростовского «История храмов Кстовского района»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.