Право, славная школа!

16:39, 7 ноября 2019

Мы приехали в гимназию в день открытых дверей, когда сюда собрались родители, чьи дети на будущий год пойдут в школу. Директор гимназии показала им учебные кабинеты, рассказала об успехах гимназистов и достижениях учителей. Гости смогли задать вопросы старшеклассникам и педагогам. Мы пообщались со всеми участниками образовательного процесса: учителями, гимназистами и их родителями.

Признание в любви

Еще вчера просто малышка — сегодня школьница!
Вероника Янова — счастливая первоклассница. Почему счастливая? Да потому что учится
в Арзамасской православной гимназии. Каждый день ее мама, приходя забирать дочку
из школы, слышит одно и то же: подожди чуть-чуть. Не хочет Вероника домой. Здесь
у нее и друзья, и занятия интересные, и учитель, который уже стал любимым.

— А самое главное, — говорит Елена Вениаминовна,
— она чувствует, что ей здесь рады, ее любят. Когда мы выбирали школу для дочки,
ни на секунду не задумывались. Я по работе сотрудничаю с гимназией и знаю, какая
здесь дисциплина, какой высокий уровень преподавания. И, конечно, хотелось, чтобы
ребенок больше приобщался к вере, к Богу.

Успехи выпускников

Гимназия — это хорошая возможность для верующих
родителей дать детям образование и воспитание в лучших православных традициях. За
14 лет ее работы многие не раз в этом убедились. Гимназия была открыта 29 августа
2005 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. С
сентября 2010 года гимназию возглавляет Юлия Владимировна Залялиева.

— Это сейчас у нас гимназия практически
укомплектована, второй год подряд набираем три первых класса. А когда-то был недобор,
— вспоминает директор. — Мы поначалу не понимали, с чем это связано. Когда же сделали
первый выпуск одиннадцатиклассников и СМИ осветили результаты их поступления, то
на следующий год к нам пошли люди. Во-первых, ребята очень хорошо сдали ЕГЭ. И —
как результат — все поступили в вузы на бюджетные места. Во-вторых, возможно, бытовало
мнение, что все наши выпускники идут либо в семинарии, либо в монастырь. Оказалось,
что это не так. Из первого выпуска один мальчик поступил в Нижегородскую духовную
семинарию, одна девочка — на иконописное отделение в Санкт-Петербургскую духовную
академию, остальные ребята — в светские вузы. Наш второй выпуск — всего семь человек,
из которых четверо были медалистами. Свои медали они подтвердили, поступив на бюджет
в московские вузы: МГУ, Российский университет им. Косыгина, РАНХиГС, медакадемию
имени Сеченова. В прошлом выпуске из 12 человек было пять медалистов. Все ребята
показали высокий уровень обучения, поступив в московские и нижегородские вузы. Трое
выпускников выбрали духовные учебные заведения: Нижегородскую семинарию и Центр
подготовки церковных специалистов «Покров».

— Мы
понимаем, что результаты наших выпускников привлекают в гимназию новых учеников,
— говорит Юлия Владимировна. — Привлекают и условия. Заботами нашего учредителя
делается все, чтобы дети находились в комфортной обстановке, чтобы было необходимое
оборудование для получения качественного образования. Привлекает родителей и наш
режим работы. У нас школа полного дня: дети здесь с восьми утра до шести вечера,
— это удобно для родителей, особенно в начальной школе. Привлекает и трехразовое
питание: завтрак, обед и полдник для начальной школы и для среднего звена — завтрак
и обед.

С утра до вечера

С самого открытия гимназия работает как
школа полного дня, в первой половине — уроки, во второй — кружки.

— Часть кружков, в основном предметной направленности,
проводят наши преподаватели, а часть мы реализуем через сеть дополнительного образования,
— рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Юлия Букарева.
— У нас заключен договор с музыкальной школой: занятия по специальности для наших
детей проводятся здесь, поэтому в некоторых кабинетах мы установили инструменты.
Кроме того, есть договор с Центром внешкольной работы, педагоги занимаются с нашими
детьми на бесплатной основе.

Есть и платные кружки, они организуются
по запросам родителей. Их названия говорят сами за себя: «Шахматы для начинающих»,
«Робототехника», «Рукодельница», «Богатырек» и др.

Гордость гимназии — хор «София». В следующем
году ему исполнится десять лет. В репертуаре — и духовные песнопения, и эстрада.
Значительная часть хора постоянно поет на клиросе в храме в честь Владимирской иконы
Божией Матери, настоятель которого — духовник гимназии протоиерей Сергий Жулин.

— Основной состав хора — это более 30 ребят,
— рассказывает руководитель хора, учитель музыки и церковного пения гимназии Юлия
Марчус. — Мы принимаем всех желающих. Я считаю, что слух и голос есть у каждого,
развиты они или нет — это второй вопрос. Я всегда говорю ребенку: хочешь петь —
ходи на каждую литургию. Это факт: кто ходит на службу, у того почему-то быстрее
развиваются сила и красота голоса, слух.

Гимназический хор хорошо известен в Арзамасе
и за его пределами. Его приглашают с выступлениями на благочиннические, городские
и областные мероприятия. Что неудивительно: ребята — большие мастера. Многоголосие
— обычное дело для этого хора. Сейчас, например, коллектив разучивает девятиголосное
произведение, премьера состоится на празднике, посвященном десятилетию хора.

Самоуправление

В редкой школе сегодня нет своей системы
самоуправления. Не исключение и Арзамасская православная гимназия. Здесь создан
совет обучающихся, в который входят активисты из 7–11 классов. Каждый отвечает за
то или иное направление: гражданско-патриотическое, культурное, трудовое, социальное,
спортивно-оздоровительное, информационное, ЮИД. ЮИДовцы — юные инспекторы дорожного
движения — занимаются профилактикой дорожных происшествий. Проводят разнообразные
акции для родителей и обучающихся. Разъясняют малышам — ученикам начальных классов
и воспитанникам детских садов — правила дорожного движения.

В гимназии что ни день, то акция. Перед
праздниками, например, здесь любят проводить мастер-классы по изготовлению подарков.
Перед Днем Победы готовили особые георгиевские ленточки, а к Декаде пожилого человека
шили очечники. Как приятно было пенсионерам, которые пришли в гимназию на специально
для них организованный концерт, получить еще и подарок из рук гимназистов!

— У нас есть и постоянно действующие акции,
например «Сделай подарок ближнему», — рассказывают сестры Рафаила и Феодосия Балацел,
которые в совете обучающихся отвечают за социальное направление. — Мы собираем предметы
первой необходимости и развозим их по домам престарелых. А еще мы там выступаем:
поем, читаем стихи. Организуем пасхальные и рождественские ярмарки на приборостроительном
и машиностроительном заводах. Собранные средства идут на лечение больных детей и
другую благотворительность.

Особый день в гимназии — пятница. Каждую
перемену в холле третьего этажа можно посмотреть интересный видеоролик или мультфильм.
Темы соответствуют близкому событию или празднику. Их подбором занимаются сами гимназисты.

— Я очень люблю нашу гимназию, — признается
Настя Борисова, — потому что она самая лучшая! Нас в семье восемь детей, и шестеро
здесь учились или учатся. Две сестры после 11-го класса в Москву в университеты
поступили. Двое младших, когда подрастут, тоже сюда пойдут!

Экономя ресурсы

О проекте «Бережливые технологии» сегодня
слышно повсюду. Его внедряют на предприятиях и в организациях, в поликлиниках
и больницах, в школах и детских садах. По благословению митрополита Георгия
вступают в этот проект и православные гимназии и детские сады.

— В проект «Бережливые технологии»
мы вступили первыми среди арзамасских школ, среди православных гимназий епархии —
одними из первых, в январе 2019 года, — рассказывает заместитель директора
по учебно-воспитательной работе Юлия Букарева. — Консультировали нас специалисты
проектного офиса «Росатома». Сначала мы не понимали, для чего это нужно.

Поэтому прежде решили выявить проб­лемы.  Повесили три листа проблем — для детей, родителей
и педагогов. У родителей долго висела одна фраза: «Спасибо, мы всем довольны».
Дети, наоборот, свой лист исписали за десять минут — правда, подошли к этому
делу не очень серьезно.

— Тогда мы поняли, что и здесь надо
применить бережливые технологии — собрать актив и конкретно задать направления
проблем: школьная жизнь, питание и т. д., — говорит Юлия Васильевна. —
Проанализировав, выделили 12 проектов, в первую очередь касающихся учебной
деятельности.

Сначала отказались от бумажных журналов,
оставили только электронные. Результат — у педагогов сразу освободилось время,
которое можно было потратить с большей пользой. Затем занялись организацией школьного
пространства: классных комнат, коридоров, раздевалок. Идея — сделать так, чтобы
каждый квадратный метр способствовал развитию школьников. Повесили карты, сделали
развивающие зоны. В кабинете химии по-другому расставили оборудование, что позволило
в два-три раза сэкономить время на подготовке к лабораторным и практическим
работам. В библиотеке расширили пространство читального зала, просто проведя там
ревизию, убрав лишние книги, добавив небольшое количество полок. В итоге вместо
восьми посадочных мест появилось 20.

Если поначалу всем казалось, что «Бережливые технологии» — это чисто финансовый проект, то со временем поняли: можно изменить многое, просто по-новому взглянув на привычные вещи.

Оксана Москвина

При цитировании ссылка
(гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.