Приход в старинных монастырских стенах

18:41, 10 декабря 2020
Вчера и сегодня Балахнинской святыни

Главный храм Покровской обители в городе Балахне Нижегородской области начали восстанавливать десять лет назад, когда помещения покинул размещавшийся там краеведческий музей. Сегодня со стен взирают вновь написанные образа, а в трапезной кормят прихожан и гостей. Службы проходят в соседней Никольской церкви. Полное восстановление мужского монастыря — дело будущего, но благодаря верующим в старинных стенах не смолкает жизнь.

В Покровской слободе

Точная дата основания обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы неизвестна. По некоторым сведениям, она существовала уже в конце XV века, хотя в большинстве источников говорится о XVI столетии, когда на монастырской территории располагались деревянная Покровская церковь и каменная Никольская с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского.

История сохранила для нас имя основателя обители — иеромонаха Пафнутия. Его похоронили в подклете Никольского храма. В XIX веке местные дворяне подали прошение епархиальному начальству об устройстве в храме придела в честь святого Пафнутия Боровского, так как балахнинский подвижник не был канонизирован. В прошлые века в Балахну на могилу иеромонаха Пафнутия верующие приезжали со всей Нижегородской губернии. До сих пор у Большого Козина есть источник, который народ окрестил в честь Пафнутия Балахнинского.

Есть летописные свидетельства, что монастырь посещал Иван Грозный. По преданию, Никольская церковь была основана его повелением. Государь пожаловал обители ругу на содержание церковного причта, а также грамоту, освобождавшую братию от налогов и пошлин. Обитель поддерживали и первые цари из династии Романовых: жаловали земельные владения, деревни, мельницы. У монастыря были приписные крестьяне.

В XVI–XVII веках обитель процветала, что связано было с благосостоянием самого города, который по экономическому развитию практически не уступал Нижнему Новгороду. Балахна была одним из важных центров солеварения в России. Если вспомнить, что добывать единственный консервант тех времен было очень тяжело, а ценилась соль как золото, можно представить, какие материальные блага получали владельцы балахнинских соляных промыслов. У Покровской обители были свои солеварни, а еще ей щедро жертвовали доли от добычи соли. Но уже во второй половине XVIII столетия монастырь утратил свое значение и за малым числом братии был упразднен. Храмы его стали приходскими.

Ежедневные подвиги

После установления советской власти храмы еще долго принадлежали верующим, но в 1929 году Никольскую церковь у общины решили реквизировать. Впоследствии хотели и вовсе разрушить отданное под клуб здание, но нашлись те, кто отстоял его как ценный памятник архитектуры, одну из древнейших церквей на территории не только Балахны, но и всей Нижегородской области.

Приход просуществовал до 1937 года. Покровский храм отдали под музей, Никольский — под малооптовую базу. К сожалению, колокольня и все росписи внутри храмов были полностью уничтожены. Сейчас в балахнинском музее можно увидеть надгробия XVI века с монастырского кладбища.

В июне 1999 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) в подклети Никольского храма, на месте, где, по документальным данным, находилась могила, в результате раскопок были обнаружены мощи иеромонаха Пафнутия. Они были положены в раку в соборном храме в честь Рождества Христова. А в 2011 году по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия останки перезахоронили в Никольском храме обители.

Сегодня монастырь — архиерейское подворье, а его настоятель — архимандрит Александр (Лукин), настоятель и нижегородского Благовещенского мужского монастыря. Несколько лет назад здесь стала складываться община.

— У нас действуют детская и взрослая воскресные школы. Со взрослыми занимается иерей Валерий Макушкин, а с детьми — одна из наших прихожанок, которая поет на клиросе, — рассказывает прихожанка Светлана Кудицкая. — Младшее поколение после литургии учится вокалу, к детям приходит специалист из музыкальной школы. Мы вместе трапезничаем — это очень сближает, а еще ездим в паломнические поездки: Троице-Сергиеву лавру, Оптину пустынь, Дивеево… Планируем после Рождества снова отправиться в Сергиев Посад, уже расширенным составом.

Много сил община прилагает для благоустройства монастырской территории. Постепенно ремонтируются несколько зданий рядом с храмами, переданные подворью. Например, в просторном двухэтажном здании бывшей автошколы теперь классы для занятий воскресной школы. Планов у общины много: хотелось бы и музей собственный создать, и библиотеку.

— Приход у нас дружный, и во многом это заслуга архимандрита Александра. Он умеет вдохновлять и объединять людей, — считает Светлана Витальевна. — Все, кто у нас трудится, совершают ежедневный подвиг во славу Богородицы и Господа, и у них это получается.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.