Призванный или самозваный?

20:45, 16 июня 2021
Как распознать настоящего избранника

Говоря о призвании, мы чаще всего имеем в виду профессиональное поприще. Но может ли человек быть избранным для выполнения общеполезного дела, защиты чьих-то интересов, просто создания семейного счастья с кем-то? И что будет, если он вдруг решит свернуть с пути? На эти и другие вопросы отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Батюшка, что означает понятие «избранник Божий»? Может ли им стать простой человек, который начал воцерковляться в зрелые годы?

— Христос говорит притчу о Царстве Небесном. Кто войдет туда? «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных…» (Мф 22:2–14). Очень важная притча. Всех Господь призвал к спасению, но не все отзываются на этот призыв. На Любовь надо ответить любовью. А мы чем отвечаем? У нас дел по горло, забот житейских. Царство Небесное подождет. Избранники те, кто смог сделать Царство Небесное целью своей жизни. А сделать это можно в любом возрасте. Но таковых, избранных, мало, хотя возможность попасть в их число дается всем без исключения.

Неоднократно сталкивалась с ве­рую­щими, которые стремятся учить окружающих, как им жить, как правильно вести себя в храме, в палом­ни­ческих поездках. Одна женщина даже сказала, что ее «батюшка благословил» к такого рода наставлениям всех остальных. Может ли священник дать подобное благословение? Стоит ли проявить в таком случае смирение или попытаться пресечь ее назойливость?

— Едва ли священник благословил эту женщину на то, с чем вы столкнулись. Думаю, пресечь назойливость необходимо. Разумеется, в вежливой форме. И напомнить слова апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3:15). То есть мы говорим о вопросах веры с теми, кто спрашивает, кто искренне хочет узнать что-то, не навязываем своих религиозных убеждений тем, кто вопросов не задает. Вот на такую проповедь, скорее всего, и благословил священник ту женщину. Вы не спрашивали ее, так и слушать не обязаны. Дается, как известно, просящему.

Что происходит со священнослужителем, если в какой-то момент он понимает, что путь избранничества не для него? Оставление священнических обязанностей будет считаться грехом?

— На этот вопрос я не берусь дать исчерпывающий ответ. Потому что он не может быть однозначным. И я не настолько канонически подкован, чтобы отвечать на подобные вопросы. Это компетенция епископа. Поделюсь только своими размышлениями на эту тему. Во-первых, грех не считается, а ощущается, он жжет сердце согрешившего. Во-вторых, оставление священнических обязанностей, то есть самовольный отказ от сана, будет, безусловно, грехом, если священнослужитель просто испугался трудностей или был запрещен в служении в результате каких-либо нарушений и не раскаялся, а оставил службу. В-третьих, если он увидел, что ошибся в своем призвании, если не может нести все тяготы службы и, оставляя свои обязанности, уходит из священства по совести, понимая, что недостоин оставаться пастырем, то, думаю, тут греха не будет. Во всяком случае, грех будет не таким тяжким, как если бы он остался и выполнял свои обязанности не по совести. Ведь служит-то он Богу… Так или иначе, но священник должен решать подобные вопросы с епископом, с тем, кто подтверждает его, данное Богом, право на служение.

В Церкви всегда уделялось большое внимание семье и браку. На что, с церковной точки зрения, нужно обращать внимание молодым людям при выборе второй половины?

— Главное, чтобы она действительно была половиной. Две половины составляют целое. Значит, у них должно быть много общего, иначе никакого целого они не составят. Определяющим, конечно, является любовь, в самом широком понимании этого слова. И второй момент — единая вера. Это очень важно. Церковь серьезно относится к созданию семьи. Об этом говорится в таком основополагающем документе, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении», — читаем мы в этом документе. Вот вам и понятие о половинах. И далее: «Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». «Скажу еще и то, — пишет он, — что брак есть таинственное изображение Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака…» На мой взгляд, в этих словах есть все рекомендации для выбора второй половины при создании христианской (в истинном смысле этого слова) семьи.

Как понять слова апостола Павла: «Кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8:30)?

— Здесь тоже о званых и избранных. Господь всеведущ, Он знает, какой выбор человек сделает, но призывает к спасению всех, тем не менее. Вот как святые отцы отвечают на этот вопрос. Блаженный Фео­дорит Кирский: «Чей выбор Бог предведал, тех Он предопределил изначально. А предопределив, и призвал; а затем, призвав, оправдал через крещение. Оправдав же, прославил, назвав сынами и даровав благодать Святого Духа (см. Ин 1:12). Но пусть никто не говорит, будто предведение есть причина этого. Ведь не предведение сделало их такими, но Бог задолго предвидел, что будет, потому что Он — Бог…» Созвучно с ним и мнение святителя Кирилла Александрийского: «Иисус Христос прямо сказал: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28). Вот, Он призвал к себе всех, и никто не останется непричастным благодати. Ибо, сказав «все», Он вообще никого не оставляет в стороне. Тех, кого Он, зная, каковы они будут, предопределил для причастия будущих благ, Он, как сказано, и призвал, так что они вкусили оправдание через веру в Него, став уже невосприимчивыми ко греху».

Верующие подруги уговаривают меня съездить в глубинку к человеку, которого почитают как прозорливого старца. Настороженно отношусь к таким отзывам, но любопытство одолевает. Как понять, что старец «настоящий»?

— Пока не увидите, не поймете. Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Да и то, не всякий видящий разберет. Давайте посмотрим с другой стороны. А надо ли ехать? Зачем? Мы ищем какой-то особой святости не рядом с домом, а за тридевять земель. Почему? Или там другой Христос? Или другая Церковь? Если другая, значит, уже не наша. Одно дело, паломнические поездки по святым местам и к мощам угодников Божиих, другое — поиск эзотерики, каких-то особых откровений, попытка узнать будущее. Церковь всегда предуп­реждала и предупреждает, чтобы мы были осторожны в таких поисках, не оказались в сетях различных обманщиков, псевдостарцев, псевдодуховников. Надо прислушаться к голосу Церкви. Один благочестивый старец сказал, что стариков знает много, а старцев мало. Истинные духоносные старцы обычно стараются не афишировать себя, отказываются от пророчеств и указаний людям, как жить. Они молятся, а не устраивают приемные дни. Феномен оптинских старцев был уникальным, да и был он почти два столетия назад. Так что будьте осторожны. А любопытство не лучший советчик.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.