Про заочную молитву и виртуальное общение

17:40, 23 апреля 2015

Православные верующие привыкли сверять свою жизнь с официальной позицией Церкви. В редакцию радио «Образ» часто поступают вопросы, касающиеся тех или иных явлений современности. Сегодня на них отвечает иерей Андрей Макеев.

Полезно ли в духовном смысле путешествие, если оно не связано с паломничеством?

— Мое мнение по этому вопросу следующее. Нужно определить, какие цели человек ставит перед путешествием. Если он хочет полежать на пляже, всласть поесть и всласть попить, — это одно. Другое дело — если заранее планирует, чем будет заниматься. Если путешествие связано не только с отдыхом на пляже — к примеру, человек хочет познакомиться с культурой страны, которую посещает, если он собирается в музеи, картинные галереи, намерен посмотреть местность, познакомиться с людьми, с их обычаями, традициями, — по моему мнению, такое путешествие может обогатить и духовно.

Почти у всех народов есть чему поучиться. И знакомство с той или иной культурой по крайней мере расширяет кругозор, что никогда никому не вредило.

Еще стоит сказать о том, что путешествие для многих связано с развитием в профессиональном плане. К примеру, это касается этнографов, архитекторов, лингвистов, историков.

Есть и другой аспект. Часто приходится слышать, что в других странах все гораздо лучше, чем у нас. И мы нередко этому слепо верим. Так вот, человек, который посещает другую страну — к примеру, западную, видит все уже воочию. И нередко делает для себя совершенно противоположные выводы, чем те, которые навязывают нам. Он видит, что жизнь на Западе, которую пропагандируют, не всегда является такой, какой ее нам представляют, что там тоже есть изъяны, недостатки. И у нас, в нашей стране, есть чему поучиться. То есть путешественник переоценивает отношение к своей собственной культуре через сравнение ее с культурой других регионов. Поездки, на мой взгляд, могут этому очень способствовать. Многие, вернувшись из путешествия, начинают по-другому смотреть даже на историю своей страны, на ее культурные традиции, в том числе религиозные.

Греховно ли общение в социальных сетях? Каково мнение Церкви по этому вопросу?

— Социальные сети как инструмент общения между людьми в современном мире занимают все большее место и имеют огромное значение. Но нужно смотреть, что заставляет общаться в социальной сети. Я думаю, если у человека полноценная жизнь, если он прекрасно ладит с людьми, у него все хорошо в семье и на работе, то социальная сеть может помочь ему связаться с теми, кто от него далеко (как раньше мы писали письма, звонили по междугородным телефонам). То есть это просто возможность пообщаться с людьми, интересными ему по работе, по увлечениям, с дальними родственниками.

Но любое общение имеет границы — временные, например. И мы сами знаем, что частое общение подчас не способствует хорошим отношениям, а напротив, разрушает их.

Кроме того, к сожалению, в социальных сетях люди пытаются найти то, чего они не находят в реальной жизни. Скажем, у человека есть проблемы в общении с ближними, в построении отношений с противоположным полом. Для того чтобы в реальности их преодолеть, нужно прикладывать усилия, работать над собой, менять свое отношение к окружающим. А тут появляется инструмент, при помощи которого можно наладить виртуальное общение, не меняя ничего в себе. Можно назваться любым именем, представить любую фотографию, описать себя, как больше нравится. В социальной сети такой человек как бы живет параллельной жизнью. Жизнью, которая соответствует мечтам, убеждениям, нереализованным желаниям.

Происходит некая подмена. Человек обманывает сам себя. Какие цели он преследует при этом общении, знает только он.

Время, которое люди проводят в социальных сетях, порой выходит за рамки разумного. Человек приходит домой, в семью, что-то в себя покидает быстренько на кухне и садится перед компьютером. Нормально это, когда кто-то до полуночи проводит время перед компьютером? На мой взгляд, нет.

Апостол Павел говорит: «Многое мне позволено, но не все мне в пользу, и ничего не должно мною владеть». А социальные сети часто вызывают зависимость: человеку нужно постоянно удовлетворять потребность в общении. Да, оно нужно. Но социальная сеть не строит полноценного общения. Потому что виртуальное общение — это только жалкая тень реального. И как легко завязать знакомство в социальной сети, так легко его и прекратить.

Стоит сказать и о том, что социальная сеть может быть инструментом для реализации низменных желаний. Человек может оскорбить другого безнаказанно, чего он не позволит себе в жизни. Если в действительности мы каким-то образом себя сдерживаем, общаясь непосредственно, поскольку существуют угрозы получить ответ на оскорбление, то социальная сеть потакает нашим низменным желаниям.

Но, конечно, есть и положительный опыт. Через социальные сети нередко помогают нуждающимся, оповещают о необходимой помощи.

Таким образом, сама по себе социальная сеть злом не является, если мы ее используем не во зло.

И последнее, что я хочу сказать: нужно внимательно следить за собой, за своим душевным состоянием. Если после контактов в социальной сети вы раздражены, не хотите общаться с членами своей семьи, у вас подавленное состояние — надо задуматься о том, нужно ли вам это общение, приносит ли оно вам пользу.

Как Церковь относится к молитвам по телевидению и радио? Или к виртуальному оформлению треб?

— Надо сказать, что практика такая существует. Мы знаем, что богослужения транслируются даже по федеральным каналам. Например, в Рождество и на Пасху многие каналы транслируют службу, которую возглавляет Святейший Патриарх. Мы знаем, что на телевидении есть православный канал, который показывает утренние, вечерние молитвы, отрывки из богослужений, проповеди. Есть православные радиостанции, которые знакомят с основами веры, с церковными новостями. По ним звучат церковные песнопения. Как относиться к этому?

Здесь больше добра, больше пользы. Потому что есть люди — я по собственному опыту это знаю, — которые не могут прийти в храм. Как правило, в силу своего возраста или болезни. И для них чрезвычайно важно помолиться при помощи таких средств массовой информации. Есть те, у которых больные глаза, высокое давление, они просто не могут стоять, есть и не знакомые с традицией Православной Церкви.

Не знают, как прочитать сокращения в молитвослове, — да хоть даже «Слава и ныне». Так и повторяют. Может, кому-то это покажется смешным, но я лично общался с людьми, которые задают подобные вопросы.

Не нужно забывать, что современный мир очень коммуникативен. Многие узнают о вере посредством радио, телевидения и интернета. И эту нишу Православная Церковь тоже должна, конечно, наполнять.

С другой стороны, некоторые откладывают утренние и вечерние молитвы для того, чтобы послушать их по радио. Хотя имеют возможность помолиться дома перед иконами. Речь идет о вполне здоровых людях, которые могут встать пораньше на 20–30 минут. И таким верующим не стоит злоупотреблять молитвами по радио.

А что касается виртуального оформления треб — то, опять же, такая практика есть. Относиться можно по-разному. Настроенные консервативно, вплоть до негативной реакции, говорят, что это чуть ли не святотатство. Есть те, кто, наоборот, считают, что это хороший выход для тех, кто давно хотел помолиться о ком-то, но в силу тех или иных причин не имеет возможности. Лени, занятости, каких угодно причин. Да даже просто стесняется прийти в церковь!

Здесь, опять же, все индивидуально. Если вы имеете возможность прийти заказать требу, то нужно предпочесть этот вариант. Потому что заказ требы — это не просто «заказал и ушел». Если ты заказываешь благодарственный молебен от своего имени Богу, то, конечно, разумно присутствовать в церкви на этом молебне, чтобы поблагодарить Бога. Заочный молебен — это нонсенс! А у нас это обычное дело. Мы хотим помолиться о здоровье наших детей, об их успехах в учебе, о нашем собственном здоровье, — заказываем молебен и уходим. Тогда как гораздо лучше и полезнее было бы присутствовать на богослужении, помолиться вместе со священником и другими верующими.

Любое ли употребление спиртного считается грехом? И можно ли считать смягчающим обстоятельством то, что человек, совершивший тяжкий грех, находился в состоянии опьянения?

— Конечно, никакого оправдания этому нет. Во-первых, то, что человек находится в алкогольном состоянии, — в этом виноват он сам. Напротив, степень ответственности возрастает: он добровольно ввел себя в такое состояние, спровоцировал себя на более тяжкое преступление. Начал с малого, а закончилось трагедией. Не то что оправдывать это нужно, а наоборот: это отягчающее обстоятельство.

Да, Писание свидетельствует нам о том, что вино веселит сердце человека. Говорить, что алкоголь в малых дозах однозначно является грехом, нельзя. Мы знаем, что вино вкушал Сам Христос, апостолы Христовы. И производство вина имело и имеет место в монастырях, которые располагаются в землях, где виноград произрастает, и за обедом употребляется вино в тех же самых монастырях: на Святой горе Афон подают вино на стол.

Но злоупотребление вином является, конечно, дверью, воротами для множества грехов. Разумное же употребление каждый для себя определяет сам.

Беседовала Надежда Спирина

Подготовила к печати Ольга Схиртладзе

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.