Прогресс или мораль

16:36, 10 июля 2019

Современному человеку приходится постоянно подстраиваться под реалии быстро меняющейся действительности. В одиночку, без поверки новых явлений жизни и ее вызовов с Евангелием и авто­ритетом Церкви, верующим людям трудно справиться. Современный мир замахивается на незыблемые принципы, перекраивает на новый лад мораль и представления о норме. На вопросы наших читателей, касающиеся новых искушений, отвечает клирик храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.

Периодически можно слышать о сенсационных находках: новые «евангелия» и другие якобы не известные прежде тексты, возникшие на заре христианства. О чем идет речь? Сколько же всего было Евангелий, и все ли они признаны Церковью?

— Находки древних рукописей были, есть и будут. Но ученые различают манускрипты подлинные и поддельные. Христианская Церковь признает каноническими четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Хотя их существует намного больше. Но остальные названы апокрифическими. Некоторыми из них, например, Евангелием от Иакова, Церковь пользуется, но лишь как источником некоторых исторических событий, таких как Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм и др. Другие Евангелия — от Марии Магдалины, от Фомы, Евангелие детства — издаются как древние апокрифы. Их можно, конечно, читать, но они не являются, по свидетельству отцов Церкви, богодухновенными и зачастую не принадлежат указанному автору. В 1978 году было найдено так называемое Евангелие от Иуды, признанное учеными гностической рукописью VI века. Возможно, это коптский перевод древнегреческого оригинала. В тексте Иуда Искариот показан как единственный ученик, которому Иисус Христос открыл все таинства Царства Небесного и которого обучал космологии. Могло ли такое Евангелие, в соответствии с учением Церкви, быть каноническим? Конечно, нет. В 2000 году в Турции у контрабандистов изъято так называемое Евангелие от Варнавы. Этой книге 1500 лет, история казни Христа в ней изложена совершенно по-другому, искажает христианское учение. Так что находки древних рукописей и их изучение — дело науки.

Что в Новом Завете называется миром? В Послании апостола Иоанна говорится: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2:15–17). Я думала, что мир — это еще и красота, природа, знания и другие вещи. Можно ли испытывать любовь к миру и к Богу одновременно, не привязываясь к миру и ставя Господа Бога превыше всего? Или же в любом случае любовь к миру противоречит любви к Богу?

— Слово «мир» многозначно. Мир, сотворенный Богом, — это все, что окружает человека, это космос. Этот мир любим Богом. Его призваны любить и мы, потому что в нем Сам Бог. «Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя…» (Пс 138:8–10). Другой «мир» означает состояние без войны. Третье значение — духовное. Христос приветствует апостолов, говоря: «Мир вам!» Это радость, благодать, жизнь со Христом в сердце. О каком же мире говорит апостол Иоанн в своем послании? В мире, созданном Богом для человека, существует зло. Человек принимает его, участвует в нем, подчиняясь «князю мира», диаволу, «мироправителю тьмы века сего» (Ефес 6:12), во вред себе пользуясь дарованной Богом свободой. Таким образом, есть еще одно понятие мира как универсума грехов. Такой мир, по слову апостола, «лежит во зле» (1 Ин 5:19). От такого мира и предостерегает он христиан. Отпавшие от Бога люди не верят, что ими управляет «князь», но святые отцы предупреждают и советуют: «Поведал о себе авва Антоний: я видел все сети диавола распростертыми поверх земли; увидев это, я воздохнул и сказал: горе роду человеческому! кто возможет освободиться от этих сетей? На это сказано мне: смиренномудрый спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему» (Отечник). А что такое смиренномудрие? Мудрость с миром Христовым в сердце.

Интернет облетела новость, что глава Римско-католической церкви папа Франциск изменил текст молитвы Господней, заменив слова «не введи нас во искушение» на «не дай нам поддаться искушению». Сложно с ним не согласиться. Помогите, пожалуйста, понять смысл этих слов. Разве Господь может нас искусить?

— Молитва «Отче наш», или молитва Господня, согласно Евангелию, была дана Иисусом Христом Своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве. Самые древние из сохранившихся текстов этой молитвы написаны на древнегреческом языке. Как сообщает сайт «Правмир», ссылаясь на католическое издание Avvenir, папа римский Франциск внес изменения в четвертое издание книги «Миссал», определяющей порядок проведения мессы. По мнению папы римского, фраза «не введи нас во искушение» не совсем точна, поскольку можно подумать, что «Бог выбирает, ввести ли нас во искушение или нет». Как бы ни относились к изменению в тексте молитвы католическая и Православная Церкви, можно сказать, что понимание и толкование этого прошения во все века было примерно таким, хотя текст никогда не менялся. Тертуллиан пишет: «Не введи нас во искушение», значит «не попусти нам быть введенными в искушение тем, кто искушает». Святой Киприан Карфагенский добавляет: «Этим показывается, что враг не имеет никакой власти над нами, если не будет на то предварительно допущения Божия. Потому-то весь наш страх, все благоговение и внимание должны быть обращены к Богу, так как лукавый не может искушать нас, если не дастся ему власти свыше». Блаженный Августин: «Не Сам Бог вводит в искушение, но попускает быть введенным в него тому, кого лишает Своей помощи, по сокровеннейшим намерениям Своим, потому что он того заслуживает. Иного, впрочем, и по явным причинам считает Бог достойным Своего оставления и попущения введенным быть ему в искушение».

Недавно подвела к исповеди своего семилетнего ребенка. Но батюшка меня подозвал и пожурил, почему я не исповедуюсь сама. Но я не чувствую, что уже готова обнажить постороннему человеку свое сердце. Объясните, почему необходимо исповедоваться вместе с ребенком.

— Такой необходимости нет и быть не может. Человек прибегает к таинству Покаяния только по своему желанию, когда чувствует искреннюю потребность в исповеди. Конечно, хорошо, если мама подает пример исповеди своему малышу, но записывать это в необходимость не нужно. Священник мог напомнить вам о пользе такого примера, но настаивать на вашей исповеди только потому, что исповедуется ваш ребенок, он не должен. Священник может посоветовать, но не обязывать.

Активное внедрение цифровых технологий в жизнь приводит к вторжению даже в духовную сферу. В нескольких школах Перми прошла апробация системы «умного наблюдения» за детьми на уроках: с помощью онлайн-камер сканируется психоэмоцио­нальное состояние детей. Как верующим людям противостоять тотальной электронной слежке и вторжению в свое личное пространство?

— Новые технологии активно входят в нашу жизнь. Православные люди беспокоятся, не принесут ли они тотальное ограничение человеческой свободы, дарованной Господом. Основания для беспокойства есть. Не случайно на них неоднократно обращал внимание в своих выступлениях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православная Церковь рассматривает эту проблему на своих форумах не один год. Обсуждался, к примеру, проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности». В нем, в частности, говорилось: «В последнее время в обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование цифрового идентификатора может быть навязано людям в качестве условия их физического существования. Человек может быть понужден повсюду предъявлять этот код вместо имени во взаимодействии с государственными и коммерческими структурами для осуществления своих гражданских прав, получения материальных благ и услуг… Русская Православная Церковь убеждена, что люди вправе не принимать любые новые технологии и символы, которые, в свою очередь, не должны быть безальтернативными и принудительными. Необходимо сохранить возможность пользоваться традиционной, уже закрепленной в существующих правовых актах, системой учета (по фамилии, имени и отчеству, дате и месту рождения, месту жительства), а также традиционными документами, удостоверяющими личность». Конечно, Церковь не может остановить внедрение новых технологий, но обозначить опасность их для людей, некоторые духовные ориентиры — ее задача.

Не могу преодолеть в себе внутреннего барьера по отношению к представителям других национальностей. Гуляя на детской площадке возле дома с ребенком, вижу цыган, представителей Кавказа и Средней Азии. И говорят чаще всего они на своем языке. Причем русские дети оказываются часто в меньшинстве. Признаюсь, что испытываю к ним неприязнь. Является ли это чувство грехом?

— Является, конечно. Вот что говорит апостол Павел в Послании к галатам: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иису­се. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал 3:28–29). И в другом послании: «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, сифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол 3:11–15). Да, он пишет о христианах. Но, думаю, «будьте дружелюбны» относится по праву ко всем людям.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.