Ради толков или толкования?

21:39, 27 апреля 2021
Как постичь мудрость библейских иносказаний

Краткие рассказы с глубоким смыслом. Притча, тем более евангельская, всегда приглашает человека к размышлению, к получению нравственного урока. Но не всегда мы с первого раза способны уразуметь всю глубину поучения, разгадать все символы. Важнейшие уроки в форме иносказаний Христос дает в последние дни Своей земной жизни. В преддверии Страстной седмицы на вопросы, связанные с пониманием евангельских притч, отвечает настоятель собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Очень сложно разбираться с толкованиями притч. Начинаешь читать, и кажется, что смыслов очень много. Например, смоковница, которую проклял Христос, что она символизирует?

«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла»
(Мф 21:8–19)
. Чем же провинилось дерево? Чтобы понять, надо знать контекст. Ученики, да и все современники поняли бы это проклятие без труда. Смоковница в Ветхом Завете — это избранный народ, Древний Израиль. Толкователи Евангелия сравнивают бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями. Так и среди всех народов Древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков, то есть знали, какой плод ждет от них Господь. И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то уж Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию. И не узнал. Христос в лице смоковницы отвергает тех, кто не принял Его. Это и для нас, людей XXI века, важно. Разве мало не принимающих Христа в сердце? Таких может постичь участь бесплодной смоковницы.

Почему в притче о десяти девах те из них, которые названы мудрыми, отказываются поделиться своим маслом? Не по-христиански как-то получается.

— Речь о другом, о готовности нашей в любое время встретить Христа. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий…» (Мф 25:13). А масло в светильниках — символ готовности. Мудрые и юродивые девы — это человеческие души. Не все войдут в Царство Небесное, потому что не все живут по заповедям Христа, не все готовят свое сердце к встрече с Ним, не все радеют о своем спасении. Таким Он говорит: «Истинно говорю вам, не знаю вас» (Мф 25:12). «Никто не восходит на небо, живя прохладно», — учит преподобный Исаак Сирин. Вот о чем эта притча.

Читала ответ Господа саддукеям о воскресении и задумалась: воссоединимся ли мы со своими близкими после смерти. Говорится ли об этом в Священном Писании, духовных книгах?

— Что будет после смерти? Кто бы ответил на этот вопрос! Ответ, думаю, известен только Богу да еще тем, кто уже перешагнул порог другого мира. А что говорит об этом Священное Писание? О рае, например: «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9). Вот и все, что сказал апостол Павел. На эту тему существует немало размышлений. И это понятно, ведь оттуда никто не возвращался, чтобы рассказать. «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы…» (Лк 20:38). Живы — как? В какой форме продолжается жизнь души? Есть ли такие слова, чтобы описать загробное состояние праведников и грешников? Только предположения, основанные на редких текстах Писания и высказываниях святых. Профессор Алексей Осипов пишет: «Поскольку Бог есть Любовь и Премудрость, то очевидно, что для каждого человека вечность будет соответствовать его духовному состоянию, его свободному самоопределению, то есть будет для него наилучшей…» Очевидно, так. Значит, можно допустить, что в какой-то форме мы воссоединимся со своими близкими в вечности.

В притче о брачном пире наказание постигает человека, который пришел не в «брачной одежде». Почему, ведь он не пренебрег приглашением?

— Эта притча также о Царстве Небесном. Ее приводят два евангелиста: Матфей и Лука. Казалось бы, все понятно: Господь всех приглашает к Себе («много званых»), но люди, озабоченные суетой, отказываются от встречи. Таким был и Древний Израиль, который не принял Царя, отказался от пира. Таковы и некоторые люди нового времени. Вот пришли эти новые, собранные слугами на распутьях, на царский пир, и вдруг одного из них изгоняют, потому что он не в брачной одежде… Почему? Потому что пир Царя — Царство Небесное, и мы должны прийти туда готовыми, очистившись от грехов. Под брачной одеждой подразу­мевается одежда души, ее состояние. И если она грязна, то вход к Царю закрыт. «Много званых, да мало избранных». Господь-сердцеведец сразу видит, у кого одежда чистая, а у кого грязная.

Смущает притча о талантах. Раб возвращает серебро, которое дал ему господин, не приумножив его. Хозяин приказывает «выбросить его во тьму внешнюю». Соразмерно ли наказание его вине, ведь он вернул деньги? И разве человеку не должен даваться шанс на исправление?

— У этой притчи множество толкований. Мне хотелось бы привести слова святителя Николая Сербского (Велемировича), которые, на мой взгляд, очень точно и понятно объясняют смысл притчи: «Под человеком должно понимать Всевышнего Бога, Подателя всех даров благих. Под рабами подразумеваются ангелы и люди. Путешествие в чужую страну означает долготерпение Божие. Таланты суть духовные дары, которыми Бог наделяет Своих разумных созданий. Величие всех даров сих показано чрез то, что они умышленно названы талантами. Ибо один талант был крупной монетой, стоимость которой равнялась пяти сотням золотых червонцев. Как было сказано, Господь умышленно назвал дары Божии талантами, чтобы показать величие этих даров; чтобы показать, как щедро Преблагий Творец одарил Свои творения. Так велики дары сии, что и принявший один талант принял вполне достаточно… Каждому Бог дает дары по его силе, то есть в соответствии с тем, сколько человек может понести и использовать… Потому каждый из нас, получивший от Бога пять ли, две ли, одну ли меру веры, мудрости, человеколюбия, страха Божия, кротости, послушания Богу или тоски по душевной чистоте и силе, обязан трудиться, чтобы хотя бы удвоить сию меру, как поступили первый и второй раб и как обычно поступают люди, занимающиеся торговлей и ремеслами. Не приумноживший данного ему таланта — каким бы этот талант ни был — будет срублен, как дерево, не приносящее доброго плода, и брошен в огонь… Здесь речь идет о последнем, Страшном Суде, когда придет час и все работники будут призваны, чтобы принять плату свою… Господь хочет сказать ленивому рабу: «Ты получил от Бога один дар; ты не хотел сам его использовать для собственного спасения; почему ты хотя бы не отдал его какому-нибудь добродетельному человеку, какому-нибудь сердечному человеку, который захотел и сумел бы дар тот передать другим людям, нуждающимся в нем, чтобы им легче было спастись? И Я, придя, нашел бы на земле больше спасенных душ: больше верных, больше облагороженных, больше милосердных и кротких. Вместо того ты скрыл талант в земле своего тела, которое истлело в могиле (ибо Господь будет говорить сие на Страшном Суде) и которое теперь ничем не может тебе помочь!» Сия притча нас ясно учит, что осужден будет не только творивший зло, но и не творивший добра… Все Христово учение, как и Его пример, направляют нас на творение добра. Уклонение от зла есть исходная точка, но весь жизненный путь христианина должен быть, словно цветами, усыпан добрыми делами… И еще эта притча подтверждает нам, что Бог одинаково милостив ко всем людям; ибо всякого сотворенного человека наделяет Он неким даром, действительно, кого-то — большим, кого-то — меньшим, что нисколько не меняет дела, так как Он больше спрашивает с того, кому больше дал, и меньше с того, кому дал меньше. Но всякому Он дает достаточно для того, чтобы человек мог спастись сам и помочь спасению других…»

«Царство Божие подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». Что означает эта притча?

— Известный толкователь Библии Борис Гладков так объясняет эту притчу: «Известно, что ничтожное количество закваски (дрожжей), положенное в громадное (сравнительно с закваской) по объему тес­то, сообщает всему тесту свои свойства и возбуждает в нем брожение. Так и малое стадо Христово (Ин 6:32; Лк 12:32), войдя в мир, создаст обширное Царство Божие на земле, долженствующее объединить все человечество…» А вот еще интересное мнение. Это святитель Феофилакт Болгарский: «Под закваской, подобно как и под зерном горчичным, Гос­подь разумеет апостолов. Как заквас­ка, будучи малой, изменяет, однако, все тесто, так и вы, говорит, преобразуете весь мир, хотя и немного будет вас. Некоторые под закваскою разумеют проповедь, под тремя мерами три силы души — ум, чувство и волю, под женою же — душу, которая скрыла проповедь во всех ее силах, смешалась с нею, заквасилась и вся освятилась от нее. Нам должно всецело закваситься и совершенно преобразоваться в божественное. Ибо Господь говорит: «доколе не вскисло все».

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.