Родом из Нижнего

17:23, 30 июня 2021
Прославленные землячки

Кулибин, Горький, Нестеров, Чкалов, Лобачевский, Алексеев… А есть ли в этом списке знаменитостей женщины, родившиеся или жившие в Нижнем Новгороде? Сходу ответят немногие, и, в общем-то, это объяснимо. До XIX столетия проявить себя в истории могли только представительницы княжеских и боярских родов: у них была возможность изучать книги, постигать премудрость, приобщаться к искусству. Большинство же реализовывало свои таланты через воспитание детей, что является наукой из наук и настоящим подвигом жизни. Вспомним некоторые женские имена, составившие славу города и страны.

В чертогах княжеских и власянице

От поклонного креста и до ворот нижегородского Крестовоздвиженского монастыря продолжается стена, на которой можно увидеть изображение прекрасной молодой женщины, основательницы этой обители — преподобной Феодоры Нижегородской. Внутри ограды, на первом же стенде — поясной образ схимницы, в самом соборе  —  ростовая икона преподобной в правом приделе иконостаса. Супруга нижегородского князя Андрея Константиновича стала одной из первых нижегородок, прославивших наш город примером благочестивой жизни и духовными трудами.

В миру Анастасия, в иночестве Васса, в схиме Феодора, дочь тверского боярина Иоанна и его супруги Анны родилась в 1331 году. С детства изучала Святое Писание и желала посвятить себя Богу. Однако в 12 лет ее выдали замуж за нижегородского князя Андрея Константиновича, который тоже был «духовен зело и многодобродетелен». В Нижнем Новгороде он сооружал церкви, в частности, каменный Архангельский собор в кремле, впоследствии перестроенный, а в Суздале — женский Покровский монастырь. И ныне благоверный князь почитается в Соборе Суздальских святых.

«Анастасия, вступив в чертоги княжеские, осталась верна душевному своему призванию, не увлеклась блеском, окружавшим ее: под пышными одеждами носила власяницу, соблюдала строгое воздержание, проводила дни и ночи в молитве, щедро раздавала милостыню», — пишет нижегородский историк XIX века Николай Храмцовский. После 12 лет бездетной супружеской жизни, 2 июня 1365 года, князь Андрей скончался, приняв монашество. Его вдова, прожив недолго в миру, а потом освободив всех слуг и раздав имущество, поступила в Нижегородский Зачатьевский монастырь, который основала еще при жизни супруга. Пострижение Анастасии в 1367 году совершил святой Дионисий, впоследствии архиепископ Суздальский, бывший тогда архимандритом нижегородского Печерского монастыря.

В иночестве святая часто пребывала без пищи день, два, а иногда и пять; ночи проводила в слезных молитвах, на теле носила власяницу. Она стяжала дар смирения и любви и все неприятности переносила незлобливо. Пример строгой жизни преподобной увлекал других: в ее общежительной обители постригались княгини и боярыни, всего около ста сестер. Матушка отошла ко Господу в 1378 году и была похоронена в Зачатьевском монастыре.

После закрытия монастыря святые мощи преподобной были перенесены в усыпальницу кремлевского Спасо-Преображенского кафедрального собора (взорван в 1929 году) и помещены рядом с гробницей ее супруга святого князя Андрея Константиновича.

Лекарства за счет врача

Фигура Надежды Сусловой, в честь которой названа одна из улиц в Советском районе, соединяющая улицы Ванеева и Бринского, поистине монументальна. Несмотря на грандиозный успех в Европе, где она первой из русских женщин получила диплом врача, она вернулась на Родину и отстояла право на свое профессиональное призвание. В нашем городе она жила, лечила и помогала богатым и бедным, вступала в переговоры с владельцами фабрик об улучшении условий труда людей.

Родилась Надежда в 1843 году в селе Панино Горбатовского уезда в семье крепостного крестьянина, получившего вольную от графа Шереметева и ставшего владельцем ситцебумажной фабрики. Уже в юном возрасте она получила хорошее образование. В 18 лет они с сестрой Аполлинарией, будущей супругой Василия Розанова, уехали в Петербург, где Надежда стала вольной слушательницей лекций по медицине. Позже, так и не получив разрешения учиться на врача в России, она переехала в Цюрих и там получила диплом и лавровый венок с надписью: «Первой в России женщине — доктору медицины». Тогда же ей присудили ученую степень и звание доктора медицины, хирургии и акушерства.

В марте 1868 года Суслова повторно защитила диссертацию в России, а после обучения и практики в Цюрихе, Берлине, Вене, Лондоне, Лозанне и Петербурге вернулась вместе с мужем, швейцарским ученым-гигиенистом Фридрихом Эрисманом, в Петербург, а потом и в Нижний Новгород, чтобы лечить людей в провинции. Еще проживая в Санкт-Петербурге, она организовала женские фельдшерские курсы. 25 ее слушательниц участвовали в Русско-турецкой войне 1887 года и поразили военных врачей редкой своей компетентностью.

Журнал «Фельдшер и акушерка» 1960-х годов отмечал, что «она часто подолгу жила на своей родине, в Нижегородской губернии. Основными пациентами доктора Сусловой были простые люди — обитатели Канавина, Сормова, Гордеевки, Молитовки. Она не только бесплатно лечила бедняков, но и выписывала им рецепты, по которым бесплатно выдавались лекарства в одной из аптек. Счета за отпущенные лекарства она регулярно оплачивала сама, о чем ее пациенты не знали. Слава о добром враче Надежде Сусловой перешагнула далеко за пределы Нижегородской губернии. К ней шли и ехали лечиться с Урала, Кавказа и из далекой Сибири. Суслова не только лечила, но и вступала в переговоры с владельцами фабрик по поводу эксплуатации детского и женского труда, требуя улучшения условий их работы, охраны здоровья».

Последние 25 лет жизни она провела в Крыму, в имении второго мужа профессора гистологии Александра Голубева, где безвозмездно оказывала медицинскую помощь татарской бедноте. Надежда Прокофьевна пожертвовала приличную сумму на сооружение алуштинской гимназии, устроила сельскую школу, выплачивала небольшую пенсию пострадавшим от русско-японских баталий. В Нальчике открыла санаторий, пусть небольшой, но для бедных, опять же бесплатный.

Интереснее всего — люди

Александра Потанина стала первой в другой «неженской» для своего времени сфере. Ее можно смело причислить к географам-первооткрывателям. В честь первой женщины, принятой в члены Русского географического общества, исследовательницы малоизвестных районов Центральной Азии, назван кратер на Венере, а в нашем городе — небольшая улица в Приокском районе.

Александра Лаврская родилась в Горбатове в семье преподавателя Нижегородской духовной семинарии. В 1876 году в составе экспедиции своего мужа Григория Потанина Александра впервые отправилась в путешествие в Монголию. Оно продлилось больше года и было трудным даже для выносливых мужчин: горы Алтая, переправы через реки, пустыня Гоби, поездки верхом. Потанина никогда не жаловалась, ради науки она забывала о неудобствах и даже болезнях. Она собирала гербарии, вела журнал, делала многочисленные рисунки местности, жителей, их жилищ, одежды. Больше всего ее интересовали люди: как они живут, как воспитывают детей. Свои впечатления об увиденном Александра записывала. Впоследствии их издавали в очерках.

Вместе с мужем она участвовала в четырех экспедициях в Монголию, Китай и Тибет. Своими исследованиями супруги внесли серьезный вклад в развитие географической науки.

Творить женский идеал

Среди нижегородок было немало тех, кто посвятил себя театральной сцене и внес вклад в развитие драматического искусства. Талант нижегородской актрисы Полины Стрепетовой ценили Тургенев, Чайковский, Немирович-Данченко и другие выдающиеся современники. Ее портреты писали Илья Репин, Виктор Васнецов, Николай Ярошенко.

Ребенком Полину подкинули на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Григорьевича Стрепетова, ставшего ее приемным отцом. Приемная мать, Елизавета Ивановна, была актрисой, обладательницей сопрано, пела в опере. Так что и Полина с детства решила стать актрисой. Особое впечатление на эмоциональную девочку произвело выступление гастролирующей в Нижнем Новгороде московской знаменитости Любови Никулиной-Косицкой, тоже нижегородки, которая вошла в историю как первая исполнительница роли Катерины в пьесе Островского «Гроза». Та стала для юной Стрепетовой эталоном, и, повзрослев, Полина продолжила созданную Никулиной традицию сочувственного, поэтичного изображения русской женщины, мечтающей и любящей, страдающей и отстаивающей свою любовь.

Стрепетова играла в Рыбинске, Саратове, Казани, с 1881-го по 1890-й год в Александринском театре Санкт-Петербурга исполнила свыше 30 ролей. В городе на Неве она провела последние годы жизни, играла в Малом (Суворинском) театре и писала воспоминания, правда, закончить их не успела.

Подвижница просвещения

«Красуйся, Нижний, процветая среди Поволжской стороны, как верный страж родного края — наследье славной старины». Нижнему Новгороду поэтесса, педагог, общественный деятель рубежа XIX–XX веков Надежда Кубаровская посвятила не одно свое стихотворение и сама оставила заметный след в общественной жизни города.

С 1884 года, переехав с четырьмя детьми из Княгининского уезда в Нижний Новгород, Надежда Авдеевна учительствовала в различных школах и пансионах, с 1896-го определилась на должность преподавателя русской словесности в Александровское Первое женское начальное училище, где ей с семьей предоставили жилье. Здесь она проработала до самой смерти.

Много сил Кубаровская отдавала просвещению: активно сотрудничала с Нижегородским обществом распространения народного образования, членами которого в разные годы были Короленко, Горький, Боборыкин, Чириков и др. Она активно участвовала в организации вечерних и воскресных школ для обучения грамоте, общеобразовательных и профессиональных курсов, общедоступных спектаклей, концертов, литературных вечеров, выставок и экскурсий, детских площадок, елок, конкурсов, читален и библиотек. За свою активную общественную деятельность Надежда Авдеевна в 1909 году была избрана членом Нижегородской губернской ученой архивной комиссии.

Под псевдонимом «Сфинкс» и собственным именем Кубаровская публиковала свои стихи в «Нижегородских губернских ведомостях», «Волгаре», «Нижегородских епархиальных ведомостях», газете «Колокол», журналах «Странник», «Монастырь» и других, помещая в них главным образом стихи и поэмы религиозного содержания (например, «Апостол Петр», «Канон св. Серафиму Саровскому», «Мотивы из Великого канона св. Андрея Критского в стихах»). В 1901 году в Нижнем вышел первый том ее стихотворений «Отголоски»: 102 поэтических произведения стали откликом на злободневные события в стране и городе.

Сказочная вязь

Не одно поколение советских детей выросло на иллюстрированных книжках известной российской художницы родом из Нижнего Новгорода Татьяны Мавриной, которую эксперты ставят в один ряд с Виктором Васнецовым, Иваном Билибиным и Еленой Поленовой. Ей единственной из русских художников-иллюстраторов детских книг была присуждена престижная международная премия Андерсена, которой с 1956 года награждаются лучшие иллюстраторы всего мира.

Родилась Татьяна в 1902 году в Нижнем Новгороде в семье литератора Алексея Лебедева и потомственной дворянки Анастасии Мавриной, где увлечение литературой и русской древностью было естественной повседневностью.

Она писала в яркой и открытой манере, близкой примитивизму, древнерусскому и народному искусству. Ее графика всегда была сказочной, затейливо-узорной, фольклорной, насыщенной эйфорией. За свою творческую карьеру художница проиллюстрировала больше 200 детских книг и вошла в отечественную историю как ярчайший мастер ХХ века.

Сейчас Маврину знают и ценят как художницу, воплотившую в своем творчестве множество принципов народного русского искусства. Иконопись, лубок, вышивка, глиняные игрушки представляли для нее интерес не только как предметы коллекционирования, но и как образцы высокой художественной культуры. Однако в официальные каталоги советской живописи работы художницы не попали.

Текст: Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.