Семейные узы. Или кандалы?

21:03, 28 декабря 2021
Когда общение с близкими становится в тягость

Раздражение, обиды, злость — все это порой мы выплескиваем на своих близких. Иногда они относятся с пониманием, иногда обижаются, но прощают, как и мы прощаем их. А если взаимных претензий становится так много, что уже не хочется жить под одной крышей? На вопросы о проб­лемах семьи и брака отвечает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Периодически в прессе обсуждают тему суррогатного материнства. Я знаю, что Церковь против данного явления, но по-человечески жалко женщин, которые сами не могут выносить ребенка. Неужели стремление к счастью — стать мамой — такой большой грех? Какие заповеди нарушаются в таком случае?

— Конечно, стремление к счастью не может быть грехом. Но только не всем оно уготовано. Не всем супругам Бог дает детей. Это Его Промысл, и мы не знаем причин, почему Он так решает об этой семье. Современные биомедицинские технологии позволяют порой преодолеть недуг бесплодия. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в главе 12.4, сказано: «В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности… В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями». Конкретно о суррогатном материнстве говорит документ, принятый в 2000 году Архиерейским собором: «Суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестест­венно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности <…> Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание». Такой совет христианским супругам дает Церковь. И если они несмотря ни на что хотят воспитывать ребенка, то есть возможность его усыновления. Их право — принять совет или нет.

Как следует понимать слова апостола Павла: «Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали» (Кол 3:21)?

— Предельно просто. Мы все хотим воспитать детей умными, добропорядочными, успешными, здоровыми, помнящими заповедь «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх 20:12). Все это возможно при условии, что мы сумеем внушить чадам понятия «нельзя» и «надо». Это значит, что мы не только поощряем их за успехи, но и наказываем за проступки. «Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит 3:12). Но и здесь нужно знать меру: не раздражать детей без причины, не унижать их. Апостол Павел, кстати, не раз говорил об этом, наставляя христиан: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4). Незаслуженное наказание не пойдет на пользу — ничему не научит, а наоборот, приведет к замкнутости и страху. Будут ли они впоследствии почитать своих родителей? И в поощрении, и в наказании следует руководствоваться любовью.

— Что можно посоветовать людям, которые полностью разуверились в своем супруге и всерьез думают о разводе?

— На эту тему советов давать не нужно. Сами пусть решают. Что значит «разуверились в своем супруге»? Не знаю, благословлен ли брак этих людей Церковью, но если уж вы спрашиваете мнение священника, то должен сказать следующее. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:6). Брак и заключается, чтобы не только продлить род, но помогать второй половине пожизненно. Радость и горе переносить вместе, терпеть недостатки другого, стараться быть поддержкой и опорой, прощать друг другу. Святой апос­тол Павел советует: «Облекитесь в милосердие, долготерпение, прощая взаимно, как Христос простил вас» (Кол 3:12–13). Брак не просто штамп в паспорте: надое­ло — убрал, новый поставил. Надеюсь, вы это понимаете. Единственным допус­тимым основанием для развода Господь назвал прелюбодеяние. Это основание, но не повод. Церковью определены и другие допустимые основания. Например, психическое заболевание. Не буду перечислять их. Посмотрите «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». И знакомые ваши, те, что «разуверились», пускай почитают. В главе о семье и браке четко изложена позиция Церкви по этому поводу. При всех допусках Церковь не приветствует развод. Она за сохранение семьи. А исключения, разумеется, бывают. Попросту говоря, семь раз отмерь, один отрежь. Тем более что здесь дело личное. Решать тому, кого это касается непосредственно.

— Очень тяжелый для меня вопрос. Третий год я одна ухаживаю за больной мамой. Помощи ждать не от кого. Я устала, опускаются руки, моральных сил нет никаких. Понять, насколько это тяжело, может только тот, кто пережил подобное. Сама я раньше всегда с негодованием слушала истории о тех, кто отправил своего пожилого родственника в дом престарелых. А теперь сама думаю об этом. С точки зрения Церкви и веры такой поступок является предательством?

— Безусловно, вы любите свою маму, а любовь, по словам апостола Павла, «…дол­го­тер­пит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит…» (1 Кор 13:4–7). Такова Божественная любовь. Таков Христос. Но такими Он заповедал быть и нам: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48); «…вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем…» (2 Сол 5:14); «…носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов…» (Гал 6:2). Вот что говорит нам Священное Писание, а значит, этого от нас ждет Сам Христос. Жить по заповедям нелегко, но ведь и Бог не обещал людям легкой жизни, тем более тем, кто принял в свое сердце Хрис­та. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мк 13:13).

Какие доводы приводить молодым людям, когда разговариваешь с ними на тему сожительства без официаль­ного брака? Как донести, что это грех?

— Если молодые люди воцерковлены, они не допустят такого сожительства, если нет, любые ваши доводы будут для них бесполезны. Но это не означает, что говорить о недопустимости сожительства не нужно. Сказать нужно, а решать им, при условии, что они совершеннолетние. Следует пояснить, что такое сожительство Церковь называет блудом, а вовсе не гражданским браком, как сейчас час­то говорят. К гражданскому браку, то есть браку, зарегистрированному государственными органами, Церковь относится с уважением, хотя и рекомендует заключить и церковный брак — совершить таинство Венчания. Сожительство Церковь браком не признает. «Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью», — читаем в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (глава 12.3). «Блудники Царства Божия не наследуют», — утверждает апостол Павел (1 Кор 6: 9–10). Кто желает услышать, тот услышит, как говорил Иисус Христос.

Недавно стала свидетельницей такого случая: молодая мама грубо кричала на своего маленького ребенка. Я даже вздрогнула от ее крика. Подобные случаи, когда женщины так общаются со своими детьми, даже с бранными словами, наблюдала не раз. Вмешиваться? Скажут: «Не твое дело». А что говорит Церковь о таких родителях? Как и кто должен их образумить?

— То, что такое поведение недостойно не только матери, но и всякого человека, думаю, понятно каждому. Тут Церкви не нужно высказывать какое-то особое мнение. Любой священник подтвердит, что нередко на исповедь приходят пожилые женщины и жалуются на своих выросших детей: не уважают, обижают, а порой и рукоприкладство встречается. Кто воспитывал их? Да эти же женщины и воспитывали и так воспитали. В жизни все наши дела, праведные и неправедные, со временем возвращаются к нам бумерангом. Священное Писание говорит: «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее» (Ос 8:7). Это — пророк Осия, а в народе говорят: «Что посеешь, то и пож­нешь». Жизнь научит. Но, к несчастью, это бывает поздно.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.